город Москва |
|
29 июля 2022 г. |
Дело N А41-46040/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мэйджор Карго Сервис": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной оперативной таможни: Безруковой М.В. (дов. N 81-19/230 от 28.12.2021 г.), Давыдова С.В. (дов. N 81-19/129 от 14.12.2021 г.);
рассмотрев 26 июля 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной оперативной таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 г.,
по делу N А41-46040/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис"
к Центральной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10119000-91/2021 от 18 мая 2021 г.,
УСТАНОВИЛ: 27 августа 2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Мэйджор Карго Сервис" (далее - ООО "Мэйджор Карго Сервис", общество, декларант, заявитель), являясь таможенным представителем общества с ограниченной ответственностью "Хелли Хансен" (далее - ООО "Хелли Хансен"), во исполнение договора таможенного представителя от 26 мая 2015 г. N 0092/02-15-195 об оказании услуг по декларированию и таможенному оформлению товара, во исполнение договора поставки от 10 декабря 2014 г. N 2, заключенного с компанией "Helly Hansen AS" (Нидерланды), на Тверской таможенный пост (центр электронного декларирования) Тверской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ, декларация) N 10115070/270819/0066072 на товар - "сумки спортивные из листов пластмассы для взрослых", производитель "Helly Hansen AS", товарный знак Helly Hansen (далее - товар).
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара и товар был выпущен таможенным органом в свободное обращение.
В период с 03 февраля 2020 г. по 07 августа 2020 г. Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) провело камеральную таможенную проверку по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных, в том числе в таможенной декларации N 10115070/270819/0066072 и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 07 августа 2020 г. N 10100000/210/070820/А000005, в котором установлен факт нарушения декларантом пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС при заявлении сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10115070/270819/0066072, относительно не включения в структуру таможенной стоимости товара расходов по маркировке товара единым знаком ЕАЭС, что повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Так, таможенная стоимость товара по ДТ N 10115070/270819/0066072 была принята таможенным органом и составила 5 562 956,34 руб., сумма таможенных пошлин составила 123 044,67 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) составил 188 668,50 руб.
В соответствии с полученным от ООО "Хелли Хансен" по требованию таможенного органа от 25 июня 2020 г. N 41-10/17274 письма, в котором представлены сведения по распределению услуг по маркировке единым знаком обращения ЕАЭС на конкретные позиции товара, полученные обществом от компании "Helly Hansen AS" (Нидерланды), стоимость дополнительных услуг, выполненных 20 августа 2019 г. по маркировке товара, указанного в ДТ N 10115070/270819/0066072, единым знаком обращения ЕАЭС, составила 65,40 евро, что составляет 4 800,07 руб. (по курсу ЦБ РФ на 27 августа 2019 г.).
В связи с установлением наличия дополнительных платежей за ввезенные товары (товары, маркированные единым знаком ЕАЭС), которые не были уплачены покупателем продавцу, 14 сентября 2020 г. по ДТ N 10115070/270819/0066072 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в результате чего была увеличена таможенная стоимость товара, которая составила 5 567 756,41 руб., сумма таможенных пошлин составила 123 764,68 руб., НДС составил 189 772,52 руб. и 28 октября 2020 г. в декларацию были внесены соответствующие корректировки и дополнительно начислены таможенная пошлина в размере 720,02 руб. и НДС в размере 1 104,02 руб.
Общая сумма не уплаченных таможенных пошлин, налогов составила 1 824,04 руб.
На основании изложенного таможней сделан вывод о том, что обществом заявлены в указанной декларации недостоверные сведения относительно не включения в структуру таможенной стоимости товара расходов по маркировке товара единым знаком ЕАЭС, что послужило основанием для занижения подлежащих уплате при таможенном оформлении товара таможенных платежей, пошлин, налогов.
07 апреля 2021 г. Центральной оперативной таможней в отношении ООО "Мэйджор Карго Сервис" составлен протокол об административном правонарушении N 10119000-91/2021.
Постановлением Центральной оперативной таможни от 18 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении N 10119000-91/2021 ООО "Мэйджор Карго Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 824,04 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Мэйджор Карго Сервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Центральная оперативная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, поскольку обществом при таможенном декларировании товара были заявлены недостоверные сведения о лице, которым был нанесен единый знак обращения ЕАЭС, и о расходах, понесенных в связи с указанием указанных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мэйджор Карго Сервис" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной оперативной таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Мэйджор Карго Сервис" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Центральной оперативной таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование производится путем подачи декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации или декларации на транспортное средство (пункт 1 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств членов".
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно пункту 4 статьи 82 ТК ЕАЭС от имени декларанта, перевозчика, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, иного заинтересованного лица таможенные операции могут совершаться таможенным представителем либо иным лицом, действующим по поручению этих лиц.
При совершении таможенных операций таможенный представитель в силу статьи 404 ТК ЕАЭС обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В силу пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления: 1) расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся: вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров; расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами; расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; 2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары; инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров; материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров; проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров; 3) часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу; 4) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией; 5) расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией; 6) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта; 7) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза; платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
Единые, обязательные для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза определены в Техническом регламенте Таможенного союза N 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 876.
Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1, согласно которому он распространяется и на изделия кожгалантерейные (сумки, рюкзаки).
Согласно статье 12 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.
Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение.
Продукция легкой промышленности маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.
Маркировка товаров осуществляется путем нанесения Единого знака обращения на упаковку товаров, соответственно, относится к расходам на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке (подпункт 1в пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС).
Действия, связанные с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие вины ООО "Мэйджор Карго Сервис" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что обществом сведения о товаре отражены после анализа имеющихся в распоряжении таможенного представителя документов, цена товара, заявленная в ДТ, соответствовала спецификации и инвойсу.
Отклоняя доводы таможенного органа о наличии договора об оказании услуг от 19 сентября 2017 г., во исполнение которого осуществлялась маркировка товаров, суды указали на то, что о данном факте таможенному представителю стало известно лишь после ознакомления с письмом АО "Нордеа Банк" от 20 января 2020 г. N 08-10/581, поступившим по требованию (запросу) таможенного органа, т.е. уже после подачи декларации на товары (27 августа 2019 г.).
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что общество, являясь таможенным представителем, не имело реальной возможности исполнить надлежащим образом возложенную на него указанными выше нормами права обязанность по достоверному декларированию поступившего в адрес декларанта товара, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 г. по делу N А41-46040/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной оперативной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие вины ООО "Мэйджор Карго Сервис" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При этом судами принято во внимание, что обществом сведения о товаре отражены после анализа имеющихся в распоряжении таможенного представителя документов, цена товара, заявленная в ДТ, соответствовала спецификации и инвойсу.
Отклоняя доводы таможенного органа о наличии договора об оказании услуг от 19 сентября 2017 г., во исполнение которого осуществлялась маркировка товаров, суды указали на то, что о данном факте таможенному представителю стало известно лишь после ознакомления с письмом АО "Нордеа Банк" от 20 января 2020 г. N 08-10/581, поступившим по требованию (запросу) таможенного органа, т.е. уже после подачи декларации на товары (27 августа 2019 г.).
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что общество, являясь таможенным представителем, не имело реальной возможности исполнить надлежащим образом возложенную на него указанными выше нормами права обязанность по достоверному декларированию поступившего в адрес декларанта товара, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2022 г. N Ф05-16328/22 по делу N А41-46040/2021