г. Москва |
|
16 августа 2022 г. |
Дело N А40-191918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю. С.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации ремонт у инженерных сооружений "Гормост": Новикова Е.А. по доверенности от 25.01.2022, паспорту;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явился, извещен;
рассмотрев 16.08.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 08 февраля 2022 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26 апреля 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-191918/2021
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации ремонт у инженерных сооружений "Гормост"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение города Москвы по эксплуатации ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - ГБУ Гормост, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, управление) о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Требования кассационной жалобы мотивированы неправильным применением норм права, несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения просил оставить принятые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.07.2021 Северной транспортной прокуратурой г. Москвы совместно с Управлением Росреестра по Москве проведена проверка исполнения требований земельного законодательства ГБУ "Гормост" при занятии и использовании части территории земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001030:65 с адресным ориентиром: Участок N 3 Октябрьской железной дороги до Савеловского отделения Московской железной дороги до МКАД, и установлено, что данный земельный участок является полосой отвода Октябрьской железной дороги и передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве по договору аренды земельного участка N Д-22/462-3 от 25.11.2013 ОАО "РЖД" для его эксплуатации и использования для развития объектов железнодорожного транспорта.
В связи с тем, что в нарушение требований закона ГБУ "Гормост" самостоятельно занимает и использует часть территории с кадастровым номером 77:09:0001030:65 площадью 5 494 кв.м. для размещения автостоянки в отсутствие документов на право пользования данным земельным участком, постановлением заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021 ГБУ "Гормост" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 375 901 руб. 68 коп.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом правильного распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена в действиях по использованию земельного участка посредством самовольного занятия, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по указанной выше статье административный орган должен доказать отсутствие у лица, которому вменяется рассматриваемое правонарушение, прав на земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N218) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В подпункте 5 статьи 1 ЗК РФ закреплен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно пункту 2 данной статьи при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, запятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Судами установлено, что на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 07.06.2018 N 41788 в оперативное управление ГБУ "Гормост" переданы инженерные сооружения: эстакада "N1-N2.Левая" протяженностью 1829 м., кадастровый номер 77:09:0000000:2172 и эстакада "N2.Правая" протяженностью 1334 м., кадастровый номер 77:09:0000000:2176, расположенные по адресу: г. Москва, СЛО, Головинский, участок автодороги Москва-Санкт-Петербург (Северная Рокада), участок от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе.
Суды установили, что в установленном порядке право оперативного управления Учреждения на вышеуказанные объекты зарегистрировано в регистрирующем органе (N 77:090000000:2172-77/009/2019-2 от 10.01.2019, N 77:09:0000000:2176/009/2019-2 от 10.01.2019).
Асфальтобетонное покрытие подэстакадных пространств сооружений входит в состав объектов, соответствующие затраты переданы 13.12.2018 на баланс ГБУ "Гормост".
Суды указали, что согласно пункту 2.2. Устава основной целью ГБУ "Гормост" является осуществление капитального ремонта, ремонта, содержания инженерных сооружений, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, подземных и надземных пешеходных переходов, находящихся в собственности города Москвы. Использование подэстакадного пространства, в том числе спорного земельного участка, позволяет ГБУ "Гормост" обеспечивать возможность осуществления беспрепятственного доступа к объектам (опорам инженерного сооружения), с целью проведения надзора за их техническим состоянием, предупреждения аварийности, выполнения предусмотренных регламентом по содержанию инженерных сооружений плановых работ, исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов.
Как правильно указал суд первой инстанции, фактические обстоятельства дела об административном правонарушении применительно к положениям приведенных правовых норм позволяют сделать вывод о том, что ГБУ "Гормост" имеет право на использование земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования в силу изложенных выше норм гражданского и земельного законодательства.
Неисполнение обязанностей но оформлению такого права и государственной регистрации не образует объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения, поскольку не может быть расценено как самовольное использование земельного участка.
Использование Учреждением земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством прав на него и оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов не может расцениваться как нарушение земельного законодательства.
Судами учтено, что Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ (введен в действие 20 марта 2015 года) в диспозицию статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю с 20 марта 2015 года не признаются противоправными.
Таким образом, суды пришли к выводу, что ГБУ "Гормост" имело право пользования спорным земельным участком, возникшим у него в силу закона, в связи с чем отсутствие у Учреждения документов на пользование земельным участком, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, не образует.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое учреждением постановление Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021 является незаконным.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо повлечь безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2022 года по делу N А40-191918/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ (введен в действие 20 марта 2015 года) в диспозицию статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю с 20 марта 2015 года не признаются противоправными.
Таким образом, суды пришли к выводу, что ГБУ "Гормост" имело право пользования спорным земельным участком, возникшим у него в силу закона, в связи с чем отсутствие у Учреждения документов на пользование земельным участком, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, не образует.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2022 г. N Ф05-18158/22 по делу N А40-191918/2021