город Москва |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А40-171916/21-92-1142 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Детский Мир": Боевец Л.А. (дов. N 555/22 от 06.06.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по Москве: Пироговой И.С. (дов. N 67 от 08.12.2021 г.);
рассмотрев 10 августа 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "Детский Мир"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2022 г.,
по делу N А40-171916/21-92-1142
по заявлению публичного акционерного общества "Детский Мир"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
о признании незаконным решения от 09 августа 2021 г. N 01-05-00026 о проведении выездной проверки,
УСТАНОВИЛ: 09 августа 2021 г. руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по Москве) на основании пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) в связи с Ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 год, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", принято решение о проведении выездной плановой проверки N 01-05-00026 в период с 13 августа 2021 г. по 26 августа 2021 г. в отношении публичного акционерного общества "Детский Мир" (далее - ПАО "Детский Мир", общество, заявитель).
Указанное решение было направлено в адрес ПАО "Детский Мир" уведомлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 09 августа 2021 г. N 05-12/01-00709-05.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Детский Мир" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Москве о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Детский Мир" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в части нарушения (пропуска) срока проведения контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ).
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "Детский Мир" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С 01 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон N 248-ФЗ, которым установлены правила проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 году.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Согласно части 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях учета положений настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ).
Организация и проведение плановой проверки установлены статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ.
Частью 6 указанной статьи установлено, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок (часть 6.1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обжалуемое решение соответствует положениям действующего законодательства и вынесено Управлением Роспотребнадзора по Москве в пределах представленных полномочий.
Судами установлено, что требования Федерального закона N 294-ФЗ в части оснований и периодичности проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Москве соблюдены.
Так, контрольно-надзорное мероприятие в отношении заявителя было проведено с целью исполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2021 год для проверки объектов общества, расположенных на территории города Москвы.
Представленный план был согласован Прокуратурой города Москвы и размещен на официальном сайте в сети Интернет.
Согласно данному плану в отношении заявителя на 2 полугодие 2021 года согласована оспариваемая проверка, которая сформирована Генеральной прокуратурой Российской Федерации и опубликована на официальном сайте.
Таким образом, законность включения заявителя в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с Прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой Российской Федерации
Проверка проведена на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Москве в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Отклоняя ссылки общества на положения Федерального закона N 294-ФЗ о недопустимости превышения 60 рабочих дней при проведения проверок в отношении ПАО "Детский Мир", суды указали на то, что данные положения не подлежат применению в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которому срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Относительно доводов общества о том, что в плане указана дата проведения планового КНМ 01 августа 2021 г., в решении о проведении КНМ - с 13 августа 2021 г. по 26 августа 2021 г., а КНМ, проведенное не в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), нельзя признать плановой проверкой, поскольку в плане отсутствует проверка с датой начала 13 августа 2021 г. и, соответственно такое КНМ проведено в отсутствие оснований и в противоречии с планом проверок, судами со ссылкой на положения части 1 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ, Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - Правила), части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ указано на то, что законность включения ПАО "Детский мир" в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Проверка проведена на основании решения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Судами также указано на соблюдение Управлением Роспотребнадзора по Москве требований об уведомлении общества о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2022 г. по делу N А40-171916/21-92-1142 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Детский Мир" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно доводов общества о том, что в плане указана дата проведения планового КНМ 01 августа 2021 г., в решении о проведении КНМ - с 13 августа 2021 г. по 26 августа 2021 г., а КНМ, проведенное не в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), нельзя признать плановой проверкой, поскольку в плане отсутствует проверка с датой начала 13 августа 2021 г. и, соответственно такое КНМ проведено в отсутствие оснований и в противоречии с планом проверок, судами со ссылкой на положения части 1 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ, Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - Правила), части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ указано на то, что законность включения ПАО "Детский мир" в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Проверка проведена на основании решения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии с требованиями статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2022 г. N Ф05-17721/22 по делу N А40-171916/2021