город Москва |
|
08 сентября 2022 г. |
Дело N А41-51553/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 01 сентября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ЗАО "Рублево-2"
на решение от 10 февраля 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 21 июня 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-51553/21
по заявлению ЗАО "Рублево-2"
об оспаривании отказа
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Рублево-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 28.05.2021 N 11-09193/21 "О рассмотрении обращения от 06.04.2021 N 037254/21", об отказе в государственной регистрации снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0101105:92 и погашении записи о праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Рублево-2" земельным участком с кадастровым номером 50:20:0101105:92 в связи с его переоформлением на основании договора купли-продажи земельного участка от 06.06.2002 N 14, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем государственной регистрации снятия с 05.02.2014 с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0101105:92 и погашения с 05.02.2014 записи о праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Рублево-2" земельным участком с кадастровым номером 50:20:0101105:92 в установленном порядке и сроки, а также об обязании указать в решении, что запись, внесенная Управлением в государственный кадастр недвижимости 05.02.2014, о праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Рублево-2" земельным участком с кадастровым номером 50:20:0101105:92 считается недействительной, незаконной с момента ее внесения, а именно с 05.02.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЗАО "Рублево-2" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании постановлений главы Администрации Одинцовского района Московской области от 06.07.1994 N 1433, от 05.01.1996 N 23, от 20.11.1996 N 2309 (с учетом внесенных в него изменений постановлениями от 10.07.1997 N 1317 и от 03.09.1999 N 1718) за обществом зарегистрировано право бессрочного постоянного пользования земельным участком - земли населенных пунктов, предоставленным для размещения пансионата "Рублево", площадью 207.800 кв.м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе дер. Мякинино, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 10.08.1999 сделана запись регистрации N 50-01:00-4.1999-101.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.08.1999.
Общество (покупатель) и Минмособлимущество (продавец) 06.06.2002 заключили договор N 14 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:0002, согласно которому продавец продал, а покупатель приобрел в собственность вышеуказанный земельный участок, площадью 207.800 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.06.2002 в ЕГРП 27.06.2002 внесена запись регистрации N 50-01/20-34/2002-150.1.
Постановлением Управления о назначении административного наказания от 21.01.2021 по делу N 50/АО-ПБП/Ю-2020/1241 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административное правонарушение, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0101105:92 на праве постоянного (бессрочного) пользования, неисполнении в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Общество направило в Управление обращение от 06.04.2021 N 037254/21 о снятии с государственного кадастрового учета и погашении записи о праве постоянного (бессрочного) пользования обществом земельным участком с кадастровым номером 50:20:0101105:92 в связи с его переоформлением на основании договора от 06.06.2002 N 14 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010112:0002.
Указанное обращение рассмотрено Управлением в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и в адрес общества направлен ответ от 28.05.2021 N 11-09193/21, в котором сообщено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0101105:92 внесены в государственный кадастр недвижимости 05.02.2014 в рамках проведения верификации и гармонизации данных ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0010112:2 содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) со статусом "архивный". Также в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0101105:92. Учитывая изложенное, Управление пришло к выводу о том, что не представляется возможным прекратить право постоянного (бессрочного) пользования и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:20:0101105:92.
Общество, полагая, что данный отказ, оформленный письмом от 28.05.2021 N 11-09193/21, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ установлена обязательность рассмотрения обращений. Срок на рассмотрение данного обращения, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ, составляет 30 дней со дня его регистрации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ следует, что решение или действие (бездействие), принятое по обращению организации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что письмом от 28.05.2021 N 11-09193/21 Управлением дан подробный ответ на обращение общества, что свидетельствует об отсутствии отказа в рассмотрении обращения либо бездействия со стороны Управления.
Суды обоснованно отметили, что ответ Управления на обращение общества носит исключительно информативный характер, не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно распорядительных предписаний для лица, в отношении которого оно вынесено, не порождает изменений в его правах и обязанностях.
Также суды указали, что письмом от 28.05.2021 N 11-09193/21 Управление ответило на обращение общества в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество, заявляя требования, по сути, направленные на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:20:0101105:92, использовало неправильный способ защиты.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2022 года по делу N А41-51553/21 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Рублево-2" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ следует, что решение или действие (бездействие), принятое по обращению организации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Суды обоснованно отметили, что ответ Управления на обращение общества носит исключительно информативный характер, не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно распорядительных предписаний для лица, в отношении которого оно вынесено, не порождает изменений в его правах и обязанностях.
Также суды указали, что письмом от 28.05.2021 N 11-09193/21 Управление ответило на обращение общества в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф05-21447/22 по делу N А41-51553/2021