Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 октября 2006 г. N А14-5456-2006-134/25
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.06 г. по делу N А14-5456-2006-134/25, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПАП" (далее по тексту - ООО "ПАП") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа от 15.05.06 г. N 121 в части восстановления налога на добавленную стоимость в сумме 72 728 руб. и начисления пени по НДС в размере 1 932 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.06 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по Левобережному району г. Воронежа просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Левобережному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ООО "ПАП" по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт от 18.04.06 г. N 116/ДСП и принято решение от 15.05.06 г. N 121, в соответствии с которым обществу доначислен ряд налогов, в том числе НДС в сумме 73 731 руб. и пеня за несвоевременную его уплату в размере 1 934 руб.
Частично не согласившись с решением налогового органа, ООО "ПАП" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм НДС и пени за несвоевременную его уплату явился вывод налогового органа об обязанности общества восстановить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в части недоамортизированной стоимости основных средств и товарно-материальных ценностей, ранее возмещенный из бюджета, поскольку ООО "ПАП" с 01.01.05 г. перешло на упрощенную систему налогообложения и, как следствие, не являлось плательщиком НДС.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налогов возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения уплачен и обоснованно в порядке ст. 171 НК РФ предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам и товаро-материальным ценностям.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 170 НК РФ следует, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
В случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 НК РФ).
Однако действие положений статьи 170 НК РФ не может быть распространено на спорные правоотношения, поскольку факт приобретения основных средств имел место до перехода плательщика на упрощенную систему налогообложения.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) не содержит норм, указывающих на необходимость в случае перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения восстановить суммы НДС по приобретенным основным средствам и товарно-материальным ценностям, ранее принятым к вычету в установленном законом порядке, то законных оснований для доначисления ООО "ПАП" с недоамортизируемой части основных средств и товаро-материальных ценностей налога на добавленную стоимость, правомерно возмещенного обществом в период нахождения его на общепринятой системе налогообложения и, как следствие, начисления пени у Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства при разрешении спора по существу, им дана правильная правовая оценка.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 26.06.06 г. Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5456-2006-134/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Левобережному району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 3 ст.170 НК РФ предусмотрено, что в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п.2 ст.170 НК РФ, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 НК РФ, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
По мнению налогового органа, общество, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, обязано восстановить и уплатить в бюджет НДС в части недоамортизированной стоимости основных средств и ТМЦ, ранее возмещенный из бюджета.
Суд сделал вывод, что оснований для восстановления НДС нет.
Согласно п.2 ст.346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками "внутреннего" НДС.
Суд установил, что до перехода на упрощенную систему налогообложения общество обоснованно предъявило к возмещению из бюджета НДС по приобретенным основным средствам и ТМЦ.
Согласно п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Из п.2 ст.170 НК РФ следует, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров в случае приобретения товаров лицами, не являющимися плательщиками НДС.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд указал, что НК РФ не содержит норм, указывающих на необходимость в случае перехода на упрощенную систему налогообложения восстанавливать суммы НДС по основным средствам и ТМЦ, ранее принятым к вычету на законных основаниях. Действие же положений ст.170 НК РФ, по мнению суда, не может быть распространено на спорные правоотношения, т.к. факт приобретения основных средств имел место до перехода общества на упрощенную систему налогообложения.
Поэтому суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2006 г. N А14-5456-2006-134/25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании