Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 сентября 2006 г. N А36-727/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: ООО "ИТ" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; Белгородской таможни - Б.И.В. - гос. Таможенный инспектор, дов. N 05-13/12541 от 24.07.2006 г., Р.А.С. - нач. отделения, дов. N 05-13/6707 от 25.04.2006 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "ИТ" на Решение от 03.05.2006 г. Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-727/2005, установил:
ООО "ИТ" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Белгородской таможни по делу об административном правонарушении N 10101000-1889/2004 от 11.03.2005 г., в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 32 495 330 руб.
Решением арбитражного суда от 03.05.2006 г. (резолютивная часть объявлена 28.04.2006 г.) Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение арбитражного суда. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Белгородской таможни, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемое решение арбитражного суда подлежит отмене, а заявленные требования Общества удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по контрактам N 21/04 от 28.06.2004 г., N 22/04 от 09.07.2004 г., N 23/4 от 18.08.2004 г. Общество приобрело у ИП "БЗВВ "Ш" (г.Брест, республика Беларусь) товар - сироп сахарный, ГОСТ 28499 - 90, код ТН ВЭД - 1702 90 9900. Согласно контракту N 155/С от 12.08.2004 г., заключенному между Обществом и ОАО "РС", товар - сироп сахарный поставлялся для промышленной переработки в адрес ОАО "РС".
По условиям контракта товар, поставлялся железнодорожным транспортом (цистернами), сопровождался оригиналами необходимых документов, в том числе сертификатом происхождения на товар формы СТ-1, выданным уполномоченным компетентным органом Республики Беларусь "УП Брестским отделением Белорусской ТПП". Поставка товара осуществлялась через таможенный пост "Ф" партиями до ж/д станции "Шебекино ЮВЖД". Сироп сахарный поступал на ст. Шебекино в адрес ОАО "РС" с отметкой таможенного поста "Ф" Брянской таможни "Выдача грузополучателю разрешена".
Указанный товар в количестве 166 железнодорожных цистерн был передан грузополучателю ОАО "РС" в день прибытия на его железнодорожные подъездные пути.
07.12.2004 г. должностным лицом Белгородской таможни в отношении Общества по факту недекларирования товара вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10101000-1658/2004 и о проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам проведенного административного расследования таможенным органом 18.02.2005 г. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10101000-1889/2004 и 11.03.2005 г. принято постановление. Постановлением по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 32 495 330 руб.
Общество не согласилось с Белгородской таможней и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Общество ввозило на территорию Российской Федерации сироп сахарный с территории Республики Беларусь. При этом товар сопровождался сертификатом по форме СТ-1 указывающим, что происхождением товара является республика Беларусь.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Нормами ст. 8 ТК РФ предусмотрено также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
На момент ввоза товара в Российскую Федерацию положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 г. "О таможенном союзе", Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 г. N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 г. N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь, и установлено, что декларирование товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, производится в упрощенном порядке.
24.09.1999 г. Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Таджикистан заключено Соглашение "Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза" (далее - Соглашение). Для Российской Федерации Соглашение вступило в силу 18.07.2001 г.
Положениями ст. 1 Соглашения установлено, что в настоящем Соглашении используются термины, определяемые в соответствии с Основами таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Основы).
Статьей 111 Основ предусмотрено, что таможенная стоимость товаров заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу государства.
Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливаются таможенными органами в соответствии с национальным законодательством.
Статьей 2 Соглашения устанавливается упрощенный порядок таможенного оформления товаров, происходящих с территории государств Сторон и перемещаемых между государствами Сторон, за исключением подакцизных товаров, валюты, валютных и культурных ценностей, оружия, иных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и налогами, и к которым не применяются меры экономической политики в соответствии с национальным законодательствами государств Сторон.
Одним из элементов таможенного оформления товаров является его декларирование.
В соответствии со ст. 6 Соглашения таможенное оформление ввозимых товаров может производиться таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места пересечения таможенной границы.
Бели в этих местах в силу определенных обстоятельств таможенное оформление не может быть завершено или лицо, перемещающее товары, выразит намерение произвести таможенное оформление в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель этих товаров, такие товары должны быть доставлены до места таможенного оформления под таможенным контролем.
Статьей 9 Соглашения предусмотрено, что декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган транспортных, либо товаросопроводительных, либо коммерческих и других документов, которые должны содержать сведения, необходимые для таможенных целей.
Пунктом 1 ст. 124 ТК РФ также предусмотрено, что декларирование товаров производится как путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, так и иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом.
В качестве декларантов могут выступать лица, перемещающие товары и транспортные средства, либо таможенные агенты, имеющие постоянное место нахождения в государствах Сторон.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу, что на Обществе как на собственнике-лице перемещающим товар (п. п. 10 ст. 11 Основ) лежит обязанность по декларированию товара, даже если страной происхождения товара является Республика Беларусь.
Судом установлено, что пограничным таможенным постом "Ф" Брянской таможни на железнодорожных накладных, по которым поставлялся товар из Республики Беларусь, проставлены штампы "Выдача грузополучателю разрешена". По сообщению Брянской таможни решение о проставлении отметок на товаросопроводительных документах "Выдача товаров грузополучателю разрешена" было принято после обращения Общества в Брянскую таможню.
Таможенным органом в ходе административного расследования не собрано доказательств того, что Общество знало или должно было знать о несоответствии сведений содержащихся в сертификате происхождения товара выданном уполномоченным органом Республики Беларусь.
При таких условиях нельзя утверждать о том, что упрощенный порядок декларирования товара не распространялся на.* ввозимый Обществом товар.
Данные обстоятельства позволяют суду кассационной инстанции прийти к выводу, что Общество представило товаросопроводительные документы в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место пересечения таможенной границы.
Об этом свидетельствуют отметки пограничного таможенного органа на товаросопроводительных документах "Выдача товаров грузополучателю разрешена", и подтверждение данного факта Брянской таможней.
Факт того, что на момент ввоза товара проставление штампа "Выдача товаров грузополучателю разрешена" не было предусмотрено нормативными актами ГТК РФ, не опровергает доводов Общества о представлении пограничной таможне товаросопроводительных документов на сироп сахарный.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таможенным органом в ходе административного производства не собрано бесспорных доказательств подтверждающих виновность Общества в инкриминируемом деянии.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит отмене, а заявленные требования Общества удовлетворению.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 03.05.2006 г. Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-727/2005 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Белгородской таможни по делу об административном правонарушении N 10101000-1889/2004 от 11.03.2005 г., в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2006 г. N А36-727/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании