город Москва |
|
16 сентября 2022 г. |
Дело N А40-263181/21-2-1404 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Сити Мобил": не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2022 г.
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 г.
по делу N А40-263181/21-2-1404
по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Сити Мобил"
о запрете деятельности по предоставлению услуг службы заказа такси,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" (далее - ООО "Сити Мобил", общество) является информационно-технологической компанией - IТ-компанией и согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом деятельности является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (код ОКВЭД 63.11.1).
Информационный сервис ООО "Сити Мобил" (далее - сервис) представляет программно-аппаратный комплекс, позволяющий его пользователям размещать посредством мобильного приложения заявки о потенциальном спросе на услуги по перевозке, а перевозчикам, имеющим доступ к сервису (далее - перевозчики), обрабатывать данные заявки и принимать их к исполнению.
Ссылаясь на то, что общество систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании деятельности ООО "Сити Мобил" по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете ООО "Сити Мобил" на территории Краснодарского края: оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси к информационной системе сервиса "Ситимобил" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (с учетом уточнения требований).
В обоснование заявленных требований Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края указано на то, что деятельность ООО "Сити Мобил", направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, предоставляет опасность для неопределенного круга лиц, деятельность указанной организации по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без получения разрешения на осуществления данного вида деятельность нарушает права и законные интересы граждан. По мнению заявителя, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по приему заказов на перевозку легковыми такси с последующей передачей принятых заказов для исполнения фрахтовщикам, не имеющим разрешительных документов, оказывают услуги, качество которых не соответствует требованиям безопасности, тем самым сильно снижают надежность оказываемых услуг, ставя под угрозу здоровье, а иногда и жизнь потребителей. Прием от населения заказов на перевозку пассажиров легковым такси без возникновения в полном объеме прав и обязанностей фрахтовщика легкового такси не соответствует требованиям действующего законодательства и не снимает с общества ответственности за его нарушение, при этом его деятельность по организации перевозки пассажиров и багажа легковым такси лицами, не имеющими специального разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, создает реальную опасность причинения вреда в будущем, как перевозимым пассажирам, так и другим участникам дорожного движения.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2021 г. дело на основании статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с отсутствием у общества установленной законом обязанности по контролю за наличием разрешений у перевозчиков, которым общество, являясь оператором информационной системы, передает заказы на перевозку.
При этом судами установлено, что ООО "Сити Мобил" не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не получает доход от реализации таких услуг; на балансе общества отсутствуют транспортные средства, предназначенные для оказания данных услуг; общество не состоит в трудовых и гражданско-правовых отношениях с водителями такси, предполагающих поручение водителям оказывать соответствующие услуги; общество не является диспетчерской службой, осуществляющей распределение заказов между перевозчиками и не назначает водителей на выполнение конкретных заказов (перевозчики самостоятельно принимают решение о принятии к исполнению того или иного заказа или наделяют своих водителей таким правом).
Деятельность сводится к оперированию информационной площадки (маркетплейса), на которой размещается информация о текущем спросе и предложении на рынке услуг такси и иных транспортных услуг. Участники этого рынка (перевозчики и пассажиры) самостоятельно заключают между собой сделки, в то время как общество лишь обеспечивает информационную поддержку сторон в процессе их взаимодействия.
В рамках своей хозяйственной деятельности ООО "Сити Мобил" за вознаграждение предоставляет перевозчикам информацию о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставляет техническую возможность через мобильное приложение пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании удовлетворить потребность пассажира.
Отношения ООО "Сити Мобил" с перевозчиками регулируются договором оказания услуг по предоставлению доступа к сервису и заключается в электронной форме путем принятия перевозчиком типовой оферты при регистрации в сервисе.
Судами дана надлежащая оценка доводам заявителя. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 г. по делу N А40-263181/21-2-1404 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 г.
...
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с отсутствием у общества установленной законом обязанности по контролю за наличием разрешений у перевозчиков, которым общество, являясь оператором информационной системы, передает заказы на перевозку."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2022 г. N Ф05-19793/22 по делу N А40-263181/2021