город Москва |
|
19 сентября 2022 г. |
Дело N А40-228855/21-93-1739 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента экономической политики и развития города Москвы: Степаненко Д.Г. (дов. N 182 от 07.07.2022 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Головановой Т.А. (дов. N МШ/131/22 от 10.01.2022 г.), Демина А.С. (дов. N МШ/6592/22 от 31.01.2022 г.);
от третьего лица ПАО "Россети Московский регион": Наговицына А.В. (дов. от 16.03.2022 г.), Веклич Н.А. (дов. от 18.12.2020 г.), Кислякова А.М. (дов. от 18.12.2020 г.);
рассмотрев 13 сентября 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономической политики и развития города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г.
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г.
по делу N А40-228855/21-93-1739
по заявлению Департамента экономической политики и развития города Москвы
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконными решений от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 и от 06 октября 2021 г. N СП/84234/21.
третье лицо: публичное акционерное общество "Россетти Московский регион"
УСТАНОВИЛ: приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент, орган регулирования, заявитель) от 28 декабря 2020 г. N 426-ТР в отношении публичного акционерного общества "Россетти Московский регион" (далее - ПАО "Россети Московский регион", общество, третье лицо) скорректирована необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2021 - 2022 годы.
Не согласившись с величиной принятых расходов, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (исх. N РМР/МВ-19 от 16 марта 2021 г., рег. N от 17 марта 2021 г. N 42346/21) по тарифно-балансовому решению Департамента.
По результатам рассмотрения разногласий на основании представленных обществом и органом регулирования материалов, а также подпункта "б" пункта 5 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее - Положение N 543) ФАС России принято решение от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21, согласно которому Департамент признан нарушившим пункты 27, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Основы ценообразования N 1178), пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Правила N 1178), пункта 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 марта 2012 г. N 228-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (пункт 1 решения); частично удовлетворены требования ПАО "Россети Московский регион", изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом (рег. N от 17 марта 2021 г. N 42346/21) (пункт 2 решения).
Пунктом 3 решения Департаменту предписано произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в Экспертном заключении по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО "Россети Московский регион" на 2021 год согласно пункту 23 Правил N 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по следующим статьям затрат: "Расходы на амортизацию (дизель-генераторы, производственные планшеты), факт за 2019 год и план на 2021 год"; "Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год"; "Расходы на аренду помещений (офисы), план на 2021 год"; "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год".
В соответствии с пунктом 4 решения Департаменту предписано в срок до 01 сентября 2021 г. пересмотреть необходимую валовую выручку ПАО "Россети Московский регион", индивидуальные и единые (котловые) тарифы на 2021 год с учетом включения экономически обоснованных расходов.
Пунктом 5 решения установлен порядок действий Департамента в рамках подтверждения исполнения решения.
В остальной части требований ПАО "Россети Московский регион" отказано (пункт 6 решения).
06 октября 2021 г. ФАС России принято решение N СП/84234/21 об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21, в соответствии с которым Департамент признан не исполнившим решение ФАС России от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 (пункт 1 решения) и установлен новый срок исполнения органами исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике решения ФАС России от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 до 01 ноября 2021 г. (пункт 2 решения).
Пунктом 3 решения установлен порядок информирования об исполнении решения.
Считая свои права нарушенными, ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании решений от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 и от 06 октября 2021 г. N СП/84234/21 незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Россети Московский регион".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Россети Московский регион" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ФАС России не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ФАС России и ПАО "Россети Московский регион" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила).
Исходя из пункта 1 Правил, они разработаны в соответствии с федеральными законами "Об электроэнергетике", "О теплоснабжении", "О водоснабжении и водоотведении" и "О естественных монополиях" и устанавливают порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) следующих споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий: а) разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями в отношении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике; б) споры, связанные с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споры, связанные с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы; в) разногласия по вопросам установления цен (тарифов), возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; г) разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования тарифов; д) разногласия, возникающие между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении установленных величин тарифов; е) досудебные споры, возникающие между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентами при установлении и (или) применении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; ж) досудебные споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 Правил приказом ФАС России от 19 июня 2018 г. N 827/18 утвержден регламент деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Основами ценообразования N 1178 и Правилами N 1178.
Порядок рассмотрения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении тарифов установлен, в том числе Правилами регулирования N 1178.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обжалуемые решения соответствуют требованиям законодательства, не нарушают права и законные интересы заявителя и вынесены антимонопольным органом в пределах представленных полномочий.
При этом судами установлено, что разногласия между ПАО "Россети Московский регион" и Департаментом возникли в связи с изданием органом регулирования приказа от 28 декабря 2020 г. N 426-ТР (далее - приказ), которым в отношении общества установлена НВВ без учета оплаты потерь.
Так, тариф на передачу электрической энергии для ПАО "Россети Московский регион" на 2021 год установлен с применением метода долгосрочной индексации установленных тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годах, при этом на основании приказа величина НВВ ПАО "Россети Московский регион" на 2021 год определена в размере 47 225 000,00 тыс. руб., на 2022 год - 33 806 999,17 тыс. руб.
В отношении решения ФАС России от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 судами указано на то, что оно принято по итогам рассмотрения разногласий, заявленных регулируемой организацией по ряду статей затрат ("Амортизация (дизель-генераторы, производственные планшеты) по факту 2019 года и плановое значение на 2021 год"; "Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год"; "Бездоговорное потребление за 2019 год"; "Расходы на аренду помещений (офисы) на 2021 год"; "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2017 год"; "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год"), при рассмотрении которых установлено ненадлежащее исполнение Департаментом обязанностей по оценке материалов общества в составе тарифной заявки и расчету величины затрат.
В связи с неисполнением Департаментом в полном объеме (по отдельным статьям затрат) решения от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21, с учетом представленных документов исх. от 03 сентября 2021 г. N ДПР-3-15263/21-7 (вх. от 03 сентября 2021 г. N 148669/21), ФАС России решением от 06 октября 2021 г. N СП/84234/21 установлен новый срок его исполнения.
Судами дана подробная оценка по неисполнению в полном объеме органом регулирования решения от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21 в части статей затрат "Расходы на амортизацию (дизель-генераторы, производственные планшеты) по факту 2021 год"; "Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год"; "Расходы на аренду помещений (офисы, план на 2021 год"; "Бездоговорное потребление за 2019 год".
Судами также принято во внимание, что решение ФАС России от 06 октября 2021 г. N СП/84234/21 исполнено Департаментом, что подтверждается приказом от 26 октября 2021 г. N 121.
Отклоняя доводы Департамента о том, что выданное антимонопольным органом решение от 06 октября 2021 г. N СП/84234/21 изменяет смысл ранее выданного решения от 23 июля 2021 г. N СП/61879/21, судами указано на то, что решением от 06 октября 2021 г. был зафиксирован факт неисполнения в полном объеме ранее выданного решения (от 23 июля 2021 г.) и установлен новый срок для его исполнения, без изменения смысла его исполнения (изменение базового содержания решения в данном случае отсутствует; оспариваемые решения последовательно повторяют друг друга и мотивированно предписывают произвести надлежащий анализ материалов тарифного дела, рассчитать величину затрат и учесть затраты в НВВ общества).
Ссылки Департамента на нарушение ФАС России при рассмотрении разногласий при установлении НВВ общества требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) также были отклонены судами, поскольку к рассматриваемым отношениям Федеральный закон N 294-ФЗ не подлежит применению, так как в настоящем случае антимонопольным органом на основании заявления общества осуществляло полномочия по рассмотрению спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов), а не проводило проверку.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения приняты антимонопольным органом в соответствии с представленными полномочиями, являются законными и обоснованными и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. по делу N А40-228855/21-93-1739 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки Департамента на нарушение ФАС России при рассмотрении разногласий при установлении НВВ общества требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) также были отклонены судами, поскольку к рассматриваемым отношениям Федеральный закон N 294-ФЗ не подлежит применению, так как в настоящем случае антимонопольным органом на основании заявления общества осуществляло полномочия по рассмотрению спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов), а не проводило проверку.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2022 г. по делу N А40-228855/21-93-1739 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2022 г. N Ф05-21721/22 по делу N А40-228855/2021