г. Москва |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А40-182266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,
судей: Анциферовой О.В., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Якушев Ю.В. д. от 18.01.22
от ИФНС России N 5 по г. Москве: Слизовская Ю.В. д. от 21.04.22
от ГУ - ГУ ПФР N 3 по г.Москве и Московской области: не явился
от ИФНС России N 22 по г.Москве: Панов Е.А. д. от 18.01.22
от ГУ - МРО ФСС РФ: Масленников Д.А. д. от 28.01.22, Бондаренко Н.С. д. от 16.05.22
рассмотрев 22 сентября 2022 года в открытом судебном заседании кассационные жалобы ИФНС России N 5 по г. Москве, ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 20, ИФНС России N22 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2022,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022,
по заявлению ОАО "СУ МВО"
к 1) ИФНС России N 5 по г. Москве;
2) ГУ - ГУ ПФР N 3 по г.Москве и Московской области;
3) ИФНС России N 22 по г.Москве,
4) ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 13,
5) ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 20
о признании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "СУ МВО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 22 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) и ИФНС России N 5 по г. Москве, ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 13, ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 20 о признании безнадежной ко взысканию задолженности, а именно: налог на имущество организаций по имуществу, не входящую в Единую систему газоснабжения - 47 269 992,00 руб. и соответствующие суммы пени; транспортный налог с организаций - 39 650,00 руб. и соответствующие суммы пени; штраф по транспортному налогу с организаций - 2 470,00 руб., земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 255 306,00 руб. и соответствующие суммы пени, штраф по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 1 006,20 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 106 604,00 руб. и соответствующие суммы пени, штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 21 321,00 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 15 194,59 руб. и соответствующие суммы пени, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 630 397,89 руб., единый социальный налог, зачисляемый в ФСС РФ - 38 985,00 руб. и соответствующие суммы пени, единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС РФ - 205 080,00 руб. и соответствующие суммы пени, пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 2002 по 2009 гг. включительно) - 253 273,32 руб., пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (до 01.01.2017 г.) - 212 759,50 руб., пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (до 01.01.2017 г.) - 7 381,92 руб., страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 01.01.2017 г.) - 40 397,09 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС (до 01.01.2017 г.) - 1 169 527,20 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017 г.) - 894 787,20 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 01.01.2017 г.) - 134 782,59 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС (с 01.01.2017 г.) - 785 874,61 руб. и соответствующие суммы пени, штраф за налоговые правонарушения (гл. 16 НК РФ) - 4 944,72 руб., об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 22 по г. Москве, Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве списать задолженность: налог на имущество организаций по имуществу, не входящую в Единую систему газоснабжения - 47 269 992,00 руб. и соответствующие суммы пени, транспортный налог с организаций - 39 650,00 руб. и соответствующие суммы пени, штраф по транспортному налогу с организаций - 2 470,00 руб., земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 255 306,00 руб. и соответствующие суммы пени, штраф по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов - 1 006,20 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 106 604,00 руб. и соответствующие суммы пени, штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 21 321,00 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 15 194,59 руб. и соответствующие суммы пени, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 630 397,89 руб., единый социальный налог, зачисляемый в ФСС РФ - 38 985,00 руб. и соответствующие суммы пени, единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС РФ - 205 080,00 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017 г.) - 894 787,20 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (с 01.01.2017 г.) - 388 604,46 руб. и соответствующие суммы пени, страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС (с 01.01.2017 г.) - 1 322 296,64 руб. и соответствующие суммы пени, штраф за налоговые правонарушения (гл. 16 НК РФ) - 4 944,72 руб., об обязании Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области, Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве списать задолженность: пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 2002 по 2009 гг. включительно) - 253 273,32 руб., пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (до 01.01.2017 г.) - 212 759,50 руб., пени по страховым взносам на ОПС в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (до 01.01.2017 г.) - 7 381,92 руб., страховые взносы на ОМС работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС (до 01.01.2017 г.) - 1 169 527,20 руб. и соответствующие суммы пени, об обязании Государственное Учреждение - Московское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации (Филиал N 13 Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации), Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве списать задолженность: страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 01.01.2017 г.) - 20 740,02 руб. и соответствующие суммы пени, об обязании Государственное Учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 20 Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации), Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве списать задолженность: страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 01.01.2017 г.) - 19 657,07 руб. и соответствующие суммы пени.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2022 оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами ИФНС России N 5 по г. Москве, ГУ - МРО ФСС РФ в лице филиала N 20, ИФНС России N22 по г. Москве, в которых заявители со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт.
В заседании суда кассационной инстанции представители ГУ - МРО ФСС РФ, ИФНС России N 5 по г. Москве, ИФНС России N22 по г. Москве поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Представитель ОАО "СУ МВО" в заседании суда возражал против кассационной жалобы.
Представители ГУ - ГУ ПФР N 3 по г.Москве и Московской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном Интернет - сайте http://www.arbitr.ru.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "СУ МВО" создано 06.07.2009 путем реорганизации в форме преобразования, состоит на налоговом учете ИФНС России N 22 по г. Москве по месту обособленных подразделений.
Согласно данным Справок N 110821, 110825, 110826 о состоянии расчетов по состоянию на 31.12.2020 г., выданных Обществу ИФНС России N 5 по г. Москве, у Общества по обособленным подразделениям в г. Москве (ОКТМО 45388000, ИФНС России N 22 по г. Москве), по вышеуказанным адресам числится задолженность по налогам, страховым взносам, пени, штрафам на сумму 86 367 013,99 руб., из которых задолженность по налогам, страховым взносам составляет 51 746 424,18 руб., задолженность по пеням по налогам, страховым взносам составляет 34 590 847,89, задолженность по штрафам - 29 741,92 руб.
До настоящего времени за Обществом числится указанная задолженность, ввиду чего заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что со стороны Налогового органа в пределах установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков, действия по взысканию с Заинтересованного лица сумм задолженности не осуществлялись, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что признается безнадежной к взысканию задолженность и переплата по налогам образовавшаяся более трех лет назад. Взаимозачет расчетов по налогам, пеням и штрафам произвести не предоставляется возможным, так как прошло более 3-х лет с момента их образования, в связи с чем, руководствуясь ст. 44, 46, 69, 70 НК РФ, Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 г. "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" заявленные требования удовлетворил частично.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что обязанность по списанию задолженности подлежит возложению на Инспекцию и органы внебюджетных фондов, являющихся соответчиками, исходя из положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, момента истечения сроков на взыскание задолженности в принудительном порядке (исходя из документов по задолженности, имеющихся в материалах настоящего дела) на тот орган, который администрировал задолженность в тот момент, когда она стала безнадежной. Из обжалуемых судебных актов следует, что распределение сумм задолженности между уполномоченными органами произведено судом с учетом представленного Обществом распределения сумм задолженностей между обязанными органами.
Доводы налоговых органов правомерно отклонены судами, поскольку доказательств совершения предусмотренных законом действий, направленных на взыскание спорной задолженности, налоговые органы не представили. Ссылка на истечение срока хранения соответствующих документов, подтверждающих направление требований об уплате налогов, не является достаточным основанием считать соблюденной процедуру взыскания налоговой задолженности.
Доводы органа ФСС РФ отклоняются судом округа как основанные на неправильном применении норм права.
Суд округа отклоняет доводы кассационных жалоб, поскольку они свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных в материалы дела доказательств. Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Оценка доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций. В рамках настоящего дела суды первой и второй инстанции выполнили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, фактически повторяют доводы заявителя, заявленные им при рассмотрении настоящего спора в суде первой и апелляционной инстанциях, при этом доводы заявителей не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А40-182266/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Л. Матюшенкова |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что со стороны Налогового органа в пределах установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков, действия по взысканию с Заинтересованного лица сумм задолженности не осуществлялись, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что признается безнадежной к взысканию задолженность и переплата по налогам образовавшаяся более трех лет назад. Взаимозачет расчетов по налогам, пеням и штрафам произвести не предоставляется возможным, так как прошло более 3-х лет с момента их образования, в связи с чем, руководствуясь ст. 44, 46, 69, 70 НК РФ, Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в изложенным в Постановлении Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 г. "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" заявленные требования удовлетворил частично.
...
Суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что обязанность по списанию задолженности подлежит возложению на Инспекцию и органы внебюджетных фондов, являющихся соответчиками, исходя из положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, момента истечения сроков на взыскание задолженности в принудительном порядке (исходя из документов по задолженности, имеющихся в материалах настоящего дела) на тот орган, который администрировал задолженность в тот момент, когда она стала безнадежной. Из обжалуемых судебных актов следует, что распределение сумм задолженности между уполномоченными органами произведено судом с учетом представленного Обществом распределения сумм задолженностей между обязанными органами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф05-19826/22 по делу N А40-182266/2021