г. Москва |
|
6 октября 2022 г. |
Дело N А40-251047/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Мышкиной Вероники Евгеньевны - извещена, не явилась, представителя не направила,
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ПИК" - извещено, представитель не явился,
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Минеевой О.Н. (представителя по доверенности от 02.12.2021),
рассмотрев 29.09.2022 в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мышкиной Вероники Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью "ПИК"
на решение от 12.04.2022
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 30.06.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-251047/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Мышкиной Вероники Евгеньевны, общества с ограниченной ответственностью "ПИК"
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПИК" (далее - общество) и индивидуальный предприниматель Мышкина Вероника Евгеньевна (далее - предприниматель) (далее вместе также - заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - также служба, Роспотребнадзор) о признании незаконными бездействия, выразившегося в не рассмотрении в установленный законом срок заявлений общества, предпринимателя, направленных 19.08.2021, незаконными решений об отказе в установлении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника: от 05.09.2021 N 02/17832-2021-31, от 07.09.2021 N 02/18053-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18182-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18183-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18184-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18186-2021-31, от 09.09.2021 N 02/18300-2021-31, от 16.09.2021 N 02/18796-2021-31, об обязании принять положительные решения по заявлениям общества, предпринимателя, направленным 19.08.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество и предприниматель просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушений процессуального права, выразившихся в неполной оценке судами доводов заявителей.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, заявил, что по заявлениям общества и предпринимателя не могли быть установлены санитарно-защитные зоны заявленных сибиреязвенных скотомогильников ввиду не выполнения предъявляемых требований, в том числе требований по обоснованию в проекте СЗЗ размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом оценки риска для здоровья человека.
Представители общества, предпринимателя, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа 29.09.2022 не явились, в связи с чем кассационная жалоба заявителей рассмотрена исходя из положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в данном судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Роспотребнадзора, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили арбитражные суды, общество и предприниматель являются исполнителями по государственным контрактам, заключенным с Главным управлением ветеринарии по Удмуртской Республике, а также по контракту, заключенному с ООО "Нефтетрейд-Удмуртия".
По условиям заключенных контрактов общество и предприниматель обязались выполнить работы по разработке и согласованию восьми проектов установления санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников, получить постановление Главного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны мест захоронения животных, павших от сибирской язвы.
В связи с этим общество и предприниматель направили в Центральный аппарат Роспотребнадзора заявления об установлении санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решениями от 05.09.2021 N 02/17832-2021-31, от 07.09.2021 N 02/18053-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18182-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18183-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18184-2021-31, от 08.09.2021 N 02/18186-2021-31, от 09.09.2021 N 02/18300-2021-31, от 16.09.2021 N 02/18796-2021-31 отказала в установлении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника.
Не согласившись с Роспотребнадзором, общество и предприниматель оспорили данные решения в судебном порядке, и, считая, что при рассмотрении представленных проектов Роспотребнадзором не были соблюдены сроки и порядок предоставления государственной услуги, заявили также требование о признании незаконным бездействия службы, выразившегося, по мнению заявителей, в не рассмотрении в установленный законом срок заявлений общества, предпринимателя, направленных 19.08.2021.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании данных положений Закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила, Правила установления санитарно-защитных зон).
С даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, действуют в части, не противоречащей Правилам установления санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктом 3 Правил в редакции, действовавшей в период спорных отношений, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности.
Согласно пункту 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Согласно пункту 17 Правил уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений, указанных в пункте 3 Правил, принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
В соответствии с пунктом 27 Правил основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны являются а) отсутствие документов, указанных в пункте 14 Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 16 Правил; б) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны размеров и границ санитарно-защитной зоны, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в) несоответствие содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, ограничениям использования земельных участков, установленным пунктом 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, для целей, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу требований санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, в том силе пунктов 1008, 1090, и Методических рекомендаций "МР 3.1.0232-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы. Методические рекомендации", утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 01.03.2021 (степень опасности по классификации почвенных очагов по степени потенциальной эпидемиологической опасности захоронения, организованного в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями - сибиреязвенный скотомогильник: средняя), сибиреязвенные скотомогильники обладают потенциальной эпидемиологической опасностью.
При этом сибиреязвенный скотомогильник определен в данных Методических рекомендациях как инженерный объект, отведенный под утилизацию и организованное в соответствии с санитарно-ветеринарными требованиями захоронение биологических отходов сельскохозяйственных животных, павших от сибирской язвы.
Согласно упомянутым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в редакции, действовавшей в период спорных отношений, к I классу опасности относятся скотомогильники с захоронением в ямах, ко II классу опасности - скотомогильники с биологическими камерами (пункт 7.1.12 СанПиН).
Для разработки проектов санитарно-защитной зоны сибиреязвенных скотомогильников проводится комплексная оценка степени эпидемиологической опасности сибиреязвенных скотомогильников, в ходе которой определяется схема отбора проб из объектов окружающей среды с выездом на территорию сибиреязвенных скотомогильников, сбор необходимой информации для оценки риска.
На основании полученных данных готовится проект санитарно-защитной зоны сибиреязвенных скотомогильников. При оценке уровней воздействия скотомогильника приоритетными являются микробиологические и паразитологические показатели (в том числе согласно этиологии падежа захороненных животных) почвы и грунтовых вод, являющихся источником питьевого водоснабжения.
Разрешая спор по заявлению общества и предпринимателя в пользу Роспотребнадзора, суды указали, что проектами санитарно-защитной зоны, подготовленными обществом и предпринимателем обосновывались значительные сокращения размеров санитарно-защитной зоны для сибиреязвенных скотомогильников, являющихся объектами потенциальной эпидемиологической опасности.
По результатам рассмотрения заявлений общества и предпринимателя, как отметили суды, Роспотребнадзором неоднократно направлялись замечания в соответствии с требованиями пункта 27 Правил установления санитарно-защитных зон по материалам, предоставленным с заявлениями об установлении санитарно-защитной зоны. Обоснование замечаний предоставлялось в каждом случае с указанием соответствующих положений Правил, на основании которых они даны.
Согласно пункту 29 Правил установления санитарно-защитных зон заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны обязан устранить основания, указанные в пункте 28 Правил, и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.
Следовательно, как заключили суды, общество и предприниматель не лишены права повторно обратиться в службу с соответствующим заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для сибиреязвенных скотомогильников.
Отказывая заявителям в признании незаконными оспариваемых решений Роспотребнадзора, суды также исходили из отсутствия оснований для вывода о заявленном обществом и предпринимателем бездействия службы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, и на применении норм материального права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Отклоняя ссылки общества и предпринимателя на Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747, суды указали, что к рассматриваемым отношениям, регулируемым Правилами установления санитарно-защитных зон, положения данного Административного регламента не подлежали применению. С учетом этого судами не принята и ссылка заявителей на Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Доводы кассационной жалобы общества и предпринимателя, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Таких и иных оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А40-251047/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, и на применении норм материального права с учетом таких обстоятельств. Оснований полагать, что судами при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Отклоняя ссылки общества и предпринимателя на Административный регламент Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 N 747, суды указали, что к рассматриваемым отношениям, регулируемым Правилами установления санитарно-защитных зон, положения данного Административного регламента не подлежали применению. С учетом этого судами не принята и ссылка заявителей на Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2022 г. N Ф05-23376/22 по делу N А40-251047/2021