г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А41-86289/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Мебель" - Прагина Р.А. (представителя по доверенности от 13.09.2022),
от Администрации городского округа Чехов Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 11.10.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мебель"
на решение от 29.04.2022
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 07.07.2022
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-86289/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебель"
к Администрации городского округа Чехов Московской области
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мебель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Чехов Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным решение, выраженное в письме от 08.09.2021 N Р001-6363408836-49295996 об отказе в предоставлении государственной услуги "О предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена";
- обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, содержащее следующие положения: условный номер земельного участка 50:31:0040602:ЗУ1, который необходимо согласовать, согласно схеме расположения земельного участка; площадь испрашиваемого земельного участка 842 кв. м., адрес испрашиваемого земельного участка: Московская область, городской округ: Чехов, г. Чехов, ул. Дружбы, д. 20; кадастровый номер земельного участка 50:31:0040602:78, из которого предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка; наименование и место нахождения заявителя, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика; в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка; территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок; право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Администрация, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражные суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:31:0040602:167 площадью 723,7 кв. м., расположенное по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Дружбы, д. 20.
Между Комитетом по управлению имуществом города Чехова и ТОО "Мебель" заключен договор аренды земельного участка от 01.01.1998 N 143. Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 50:31:040601:0010 площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Дружбы, 20.
Между муниципальным образованием "Чеховский муниципальный район Московской области" и обществом 17.12.2009 заключено дополнительное соглашение N 3206 к данному договору аренды земельного участка, в соответствии с которым пункт 1 договора изложен в следующей редакции: арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:31:0040602:78 площадью 724 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных на плане земельного участка и установленных на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Дружбы, д. 20.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:31:0040602:167 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0040602:78, но выходит за границы данного земельного участка.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040602:78 в собственность с увеличением его площади до 842 кв. м.
Администрацией 25.08.2021 вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
В качестве основания для отказа администрация указала, что расположение объекта капитального строительства, находящегося в собственности заявителя, на иных земельных участках и права на иные земельные участки не установлены или сведения об этих земельных участках не представлены.
В качестве разъяснений причин отказа в предоставлении услуги указано, что объект капитального строительства с кадастровым номером 50:31:0040602:167 находится не в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040602:78, а также объект капитального строительства не закоординирован с земельным участком.
По доводам общества, при проведении кадастровых работ по привязке здания к земельному участку установлено, что здание выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040602:78, а земельный участок под зданием имеет фактическую площадь 842 кв. м.
В связи с этим общество подало в администрацию заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 842 кв. м., государственная собственность на которые не разграничена.
Администрацией вынесено решение от 08.09.2021 N Р001-6363408836-49295996 об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В качестве оснований для отказа указано, что некорректно заполнены обязательные поля в форме интерактивного запроса на портале услуг Московской области.
В качестве разъяснения причин отказа в приеме указано, что при анализе представленной схемы расположения земельного участка выявлено, что представленная схема не соответствует процедуре образования нового земельного участка, а соответствует процедуре перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040602:78 с землями государственной неразграниченной собственности.
Не согласившись с администрацией, общество оспорило данное решение в судебном порядке.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из подачи обществом ненадлежащего заявления и указали на то, что общество должно обратиться к администрации именно с заявлением о перераспределении земель.
Между тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", заявитель подает в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом, как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В данном случае, как следует из судебных актов, основанием для обращения общества к администрации послужило то обстоятельство, что нежилое здание с кадастровым номером 50:31:0040602:167 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0040602:78, но выходит за границы данного земельного участка. То есть площадь земельного участка определена без учета расположения данного здания, требуется формирование земельного участка, в границах которого полностью располагалось бы это здание.
В связи с этим общество руководствовалось приведенными положениями земельного законодательства при обращении в администрацию.
Указывая на необходимость подачи заявления о перераспределении земель, суды не учли, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанции не установили какие-либо обстоятельства, которые позволяли бы обществу разрешить вопрос о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями ЗК РФ о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; доводы общества об отсутствии таких обстоятельств и соответствующих им оснований не опровергли.
Как установили суды, земельный участок на основании Постановления Главы Чеховского Района от 14.10.1996 N 851 передан ТОО "Мебель" под здание магазина N 27. Постановлением Главы Чеховского муниципального района Московской области N 852/21-1 в первоначальное постановление внесено изменение в части площади земельного участка.
Указывая на то, что фактически площадь здания больше площади участка, здание магазина выходит за границу земельного участка, общество ссылается на ошибочность определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040602:78.
Доводы общества о правовых основаниях уточнения границ земельного участка в порядке статьи 39.14 ЗК РФ суды не опровергли.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2022 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по делу N А41-86289/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указывая на необходимость подачи заявления о перераспределении земель, суды не учли, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
...
Доводы общества о правовых основаниях уточнения границ земельного участка в порядке статьи 39.14 ЗК РФ суды не опровергли."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2022 г. N Ф05-25113/22 по делу N А41-86289/2021