Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-24773/22 по делу N А40-270409/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 30 апреля 2014 года между ОАО "Российские железные дороги" (заказчик) и ООО "ТМХ - Сервис" (исполнитель) был заключен договор оказания услуг на сервисное обслуживание локомотивов, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов. 29.09.2017 г. ООО "ТМХ-Сервис" переименовано в ООО "ЛокоТех-Сервис". В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов. Подпунктом 4.1.2. договора закреплена обязанность исполнителя осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов. Так, в мае 2020 года по локомотивам Октябрьской дирекции тяги имело место 96 случаев отказа в работе локомотивов на линии, возникших по вине ООО "ЛокоТех-Сервис". В соответствии с приложением N 1 к договору, под отказом локомотива понимается потеря его работоспособного состояния. В связи с отказами (неисправностью локомотивов), ОАО "РЖД" понесло убытки по оплате стоимости топлива вспомогательных локомотивов по всем заявленным случаям. По мнению истца, вызов вспомогательного локомотива не относится к постоянной работе ОАО "РЖД", поскольку данная работа направлена исключительно на устранение отказа другого локомотива на линии и не связанна с перевозочной деятельностью ОАО "РЖД", а потому расходы ОАО "РЖД" на вспомогательный локомотив возникают только при неисправности локомотива и находится в прямой зависимости от причинения ответчиком вреда. Кроме того, в состав заявленных требований входят также убытки истца в виде затрат на энергоресурсы вспомогательного локомотива без включения стоимости топлива основного (отказного) локомотива, а также в виде затрат по оплате заработной платы локомотивным бригадам основного и вспомогательного локомотивов. При этом убытки по заявленным требованиям взыскиваются в рамках гарантийного ремонта. По мнению истца, дополнительным доказательством наличия вины ООО "ЛокоТех-Сервис" в отказе локомотивов, помимо актов-рекламаций, подписанных ответчиком без возражений, является и тот факт, что, в соответствии с п. 2 приложения N 19 к договору к ООО "ЛокоТех-Сервис" по спорным случаям была предъявлена претензия от 31.06.2020 NИСХ7045/ОКТ Т об оплате штрафа за отказ локомотива на линии по вине исполнителя, в результате которого допущена задержка поезда и/или вызов вспомогательного локомотива. Претензия, направленная в адрес ответчика, была оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 15, 309, 310, 393 ГК РФ, правомерно исходил из того, что истцом в данном случае не доказано, что расходы, которые он просил взыскать в качестве убытков, связаны с нарушением ответчиком условий договора.

Так, в соответствии с пп. "г" п. 2.1.1 договора N 285 (в редакции дополнительного соглашения от 31.08.2017 N 7) на основании статьи 718 ГК РФ, заказчик оказывает содействие исполнителю при проведении сервисного обслуживания путем доставки неисправного локомотива в ближайшее согласованное с исполнителем депо сервисного обслуживания, инфраструктура которого позволяет выполнить сервисное обслуживание данного локомотива. В случае дальнейшей пересылки неисправного локомотива в другое депо сервисного обслуживания пересылка локомотива осуществляется за счет средств исполнителя по фактически понесенным затратам. Тот факт, что в указанном пункте договора отдельно указано, что дальнейшая пересылка локомотива (в случае ее необходимости) осуществляется за счет средств исполнителя по фактически понесенным затратам, очевидно означает, что первая доставка локомотива в сервисное депо осуществляется за счет средств заказчика в порядке содействия, а не за счет средств исполнителя.

Таким образом, суд верно указал, что предъявляемые к взысканию затраты не могут квалифицироваться как убытки по смыслу ст. 15 ГК РФ, поскольку доставка неисправного локомотива в ближайшее депо сервисного обслуживания входит в формы содействия заказчика исполнителю на основании пп. "г" пункта 2.1.1 договора N 285 от 30.04.2014, и, соответственно, заявленные истцом расходы не могут признаваться для него убытками, которые подлежат возмещению за счет ответчика.

Кроме того, суд в обжалуемых актах верно установил, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками. Также в материалы дела не было представлено доказательств несения расходов (и размер таких расходов), непосредственно произведенных с целью возмещения понесенного действительного ущерба (восстановления нарушенного права) по смыслу п. 2 ст. 15 ГК РФ.

С учетом изложенного, истец не доказал наличие условий, необходимых для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков в силу ст. 15, 393 ГК РФ, поскольку требования истца прямо противоречат пп. "г" п. 2.1.1 договора. Кроме того, ОАО "РЖД" не подтвердило надлежащими доказательствами расходы на энергоресурсы."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2022 г. N Ф05-24773/22 по делу N А40-270409/2021