г. Москва |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А41-32881/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Администрации городского округа Красногорск Московской области - Кулешова Е.К., представитель по доверенности от 1 марта 2021 года;
от заинтересованного лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Скляр Е.А., представитель по доверенности от 24 ноября 2021 года;
от третьих лиц: извещены, представители не явились;
рассмотрев 9 ноября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение от 31 марта 2022 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 30 июня 2022 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-32881/20,
по заявлению Администрации городского округа Красногорск Московской области
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Ложкина Т.А., Рыжков К.В., Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское"
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года, удовлетворено исковое заявление Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0050505:127, 50:11:0050505:128.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2021 года решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2022 года произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Ананьину Е.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Тога" заключен договор аренды от 03 августа 2005 года N 12070-Z (далее - договор аренды) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:128 площадью 352 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово, категория земель - "земли населенного пункта" и в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050505:127 площадью 24 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Глухово, категория земель - "земли населенного пункта", сроком на 49 лет.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 к договору от 03 августа 2005 года N 12070-Z права и обязанности арендодателя по договору перешли к Администрации.
В 2013 году ООО "Тога" и Рыжковым Константином Валентиновичем, Ложкиной Татьяной Александровной заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Из содержания выписок из ЕГРН следует, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050505:128, 50:11:0050505:127 является Российская Федерация, в связи с чем администрация обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
По результатам проведенной судебной экспертизы судами установлено, что земельные участки 50:11:0050505:127, 50:11:0050505:128 не входят в территорию памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", а находятся в зоне охраны объекта культурного наследия, предусматривающей особый режим содержания и определяющий особый порядок проведения работ на объекте культурного наследия.
Спорные земельные участки не относятся к землям историко-культурного назначения, поскольку они расположены не в территории памятника, а в зонах охраны объекта культурного наследия и относятся к категории "земли населенных пунктов".
Признавая право собственности Российской Федерации отсутствующим, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10 ноября 2015 года N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29 ноября 2016 года N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорные земельные участки не обладают признаками, позволяющими отнести их к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения данных земельных участков к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий администрации на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что охранная зона относится к территории памятника подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании указанных понятий.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года по делу А41-32881/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая право собственности Российской Федерации отсутствующим, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 10 ноября 2015 года N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", Закона Московской области от 29 ноября 2016 года N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", указаниями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в совместном Постановлении от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установили, что спорные земельные участки не обладают признаками, позволяющими отнести их к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отнесения данных земельных участков к разграниченной государственной собственности, а также исходили из полномочий администрации на распоряжение этим участком как участком неразграниченной государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф05-2507/21 по делу N А41-32881/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2507/2021
30.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7926/2022
31.03.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-32881/20
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2507/2021
25.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16646/20
03.09.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-32881/20