город Москва |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А40-52992/22 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заявителя - ПАО "Мосэнерго"
на решение от 06 июня 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25 июля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-52992/22
по заявлению ПАО "Мосэнерго"
об оспаривании постановления
к ОАТИ,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2022 N 22-44-Р04-00163/01 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.12 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50.000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Мосэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.02.2022 в 11 час. 41 мин. по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 32, стр. 34, в ходе визуального обследования объектов (элементов объектов) с использованием фотофиксации выявлено, что кровля нежилого здания не очищена от снежно-ледяных образований (сосулек).
ПАО "Мосэнерго" - собственник (правообладатель) здания (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), собственность от 28.12.2016 N 77-77/022-44/022/016/2016-1366/1) не принял меры по своевременной очистке кровли и свесов от снега, наледи и сосулек, что создает угрозу для жизни и здоровья пешеходов. Удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на кровле, карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений должно производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков.
При таких обстоятельствах ОАТИ пришла к выводу о том, что общество нарушило пункт 10.13 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 (далее - Правила), часть 5.1 Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 18 "О благоустройстве в городе Москве" (далее - Закон N 18), что в свою очередь влечет административную ответственность, установленную частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
14.02.2022 ОАТИ в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 22-44-Р04-00163/01 по факту выявленных нарушений пункта 10.13 Правил, а также части 5.1 Закона N 18.
Постановлением ОАТИ от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении N 22-44-Р04-00163/01 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением ОАТИ, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что оспариваемое постановление вынесено должностными лицами ОАТИ в пределах их полномочий, предоставленных частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и пунктом 4 статьи 16.3 КоАП г. Москвы.
Согласно части 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы, непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 10.13 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве", собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, должна быть организована очистка крыш от снега и (или) удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов. Удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), снежных свесов на карнизах и других выступающих частях и элементах нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов должно производиться немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков.
Очистка от снега крыш с металлическими и скатными кровлями, карнизов и других выступающих частей и элементов нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов с наружным водоотводом:
- выходящих на улично-дорожную сеть, тротуары, пешеходные зоны, зоны входов в подъезды, детские площадки и иные места, предназначенные для прохода людей, производится в течение двух суток с момента окончания снегопада либо немедленно при накоплении снега свыше 5 см;
- выходящих на иные территории производится в течение трех суток с момента окончания снегопада либо немедленно при накоплении снега свыше 5 см.
Таким образом, суды правомерно указали, что в рассматриваемом случае удаление наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований), указанных в оспариваемом постановлении, должно производиться немедленно по мере их образования.
Согласно части 5.1 статьи 6 Закона N 18, собственники (правообладатели) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них), а также управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные потребительские кооперативы (далее - лица, осуществляющие управление многоквартирным домом) обязаны обеспечить очистку крыш от снега и (или) удаление наростов льда на карнизах, крышах и водостоках соответствующих нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов (далее - очистка крыши нежилого здания, строения, сооружения, многоквартирного дома от снега) в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
Судам первой и апелляционной инстанций ОАТИ представлены доказательства неосуществления обществом обязанности по удалению наростов льда (сосулек, ледяных свесов, а также иных ледяных образований).
Кроме того, суды обоснованно отметили, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы, подтверждается материалами дела: рапортом от 03.02.2022, фотоматериалами, выпиской из ЕГРН, протоколом об административном правонарушении от 14.02.2022.
Суды обоснованно заключили, что представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом не приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
Суды указали, что с учетом требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено в установленном размере санкции части 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
Также суды правомерно отметили, что применительно к части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАТИ доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Судами установлено, что порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен, срок привлечения общества к административной ответственности на дату принятия оспариваемого постановления не истек.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого постановления ОАТИ от 15.03.2022 N 22-44-Р04-00163/01.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что доводы общества не опровергают вывод суда первой инстанции о неисполнении обществом обязанности по немедленному удалению свесов от наледи и сосулек.
Суды, учитывая установленные фактические обстоятельства, наличие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в связи с неисполнением обязанности общества удалить наросты льда (сосулек) немедленно по мере их образования, правомерно заключили, что оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2022 года по делу N А40-52992/22 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Мосэнерго" - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом не приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
Суды указали, что с учетом требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено в установленном размере санкции части 1 статьи 8.12 КоАП г. Москвы.
...
Суды, учитывая установленные фактические обстоятельства, наличие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в связи с неисполнением обязанности общества удалить наросты льда (сосулек) немедленно по мере их образования, правомерно заключили, что оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2022 г. N Ф05-22129/22 по делу N А40-52992/2022