г. Москва |
|
1 декабря 2022 г. |
Дело N А40-265681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники": Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2022, паспорту;
от Департамента образования и науки города Москвы: Батищев Е.А. по доверенности от 21.04.2022, паспорту;
рассмотрев 29.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования и науки города Москвы
на решение от 30 марта 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 25 августа 2022 года Девятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А40-265681/2021
по заявлению Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Академическая гимназия - Сокольники"
к Департаменту образования и науки города Москвы
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация "Академическая гимназия - Сокольники" (далее - АН ДОО "АГ - Сокольники", организация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным бездействия Департамента образования и науки города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии Решения о предоставлении АН ДОО "АГ - Сокольники" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 г.) в полном (заявленном) объеме, о возложении обязанности Департамента принять Решение о предоставлении АН ДОО "АГ - Сокольники" субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по Заявкам в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 4 131 666,00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 8 263 334,00 руб. (Заседание Отраслевой комиссии - сентябрь 2021 года) на общую сумму 12 395 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление изменить, исключив из резолютивной части указания на суммы субсидий.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал требования кассационной жалобы, представитель организации возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Заявитель обратился в Департамент образования и науки города Москвы, посредством УАИС "Бюджетный учет" с Заявками на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в периоды с 1 сентября по 31 декабря 2021 года, с 1 января по 31 августа 2022 года.
Из Приказа ДОНМ N 571 от 14.10.2021 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" организации стало известно, что денежные средства предоставлены не в полном (заявленном) объеме. Департамент не принял о решение о предоставлении субсидии АН ДОО "АГ - Сокольники" в общей сумме на 12 395 000,00 руб. а именно, по Заявке за период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года в размере 4 131 666,00 руб., с 1 января по 31 августа 2022 года в размере 8 263 334,00 руб.
В Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол 9 от 22 сентября 2021 года).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АН ДОО "АГ - Сокольники" с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Постановлением Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 года N 489-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования" (далее - Порядок) установлен порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам дошкольного образования.
Субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам, имеющим место жительства в городе Москве (далее - воспитанники), дошкольного образования. Субсидии предоставляются Департаментом образования города Москвы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год или плановый период на указанные цели (пункты 1.3, 1.4 Порядка).
Приказом Департамента образования города Москвы от 15 марта 2019 года N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ N 87) определен порядок рассмотрения заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы (приложение N 3).
Из пункта 2 Приложения N 3 к Приказу N 87 следует, что организация, претендующая на получение субсидии (далее - претендент), оформляет заявку на получение субсидии по форме, утвержденной Департаментом образования города Москвы, и направляет ее в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования города Москвы.
При этом в заявке указывается численность контингента, внесенного претендентом в Комплексную информационную систему "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде".
Пунктом 3 Приложения N 3 к Приказу N 87 предусмотрено, что одновременно с заявкой на получение субсидии из бюджета города Москвы претендент направляет необходимые для получения субсидии документы.
Заявка может быть направлена посредством универсальной автоматизированной системы бюджетного учета (далее - УАИС Бюджетный учет) с приложением документов в цветном отсканированном виде в формате PDF и подписанных электронной подписью (пункт 4 Приложения N 3 к Приказу N 87).
В соответствии с пунктами 5, 6.3 Приложения N 3 к Приказу N 87 Департамент в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявок с приложенными документами проводит анализ заявок с приложенными документами, претендентов, подавших заявки, на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 18 сентября 2012 года N 489-ПП. В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению в срок не позднее десяти календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет претенденту, подавшему заявку, письменное уведомление (приложение 2) об отказе в приеме заявки на получение субсидии к рассмотрению с указанием причин такого отказа; осуществляет анализ заявок, принятых к рассмотрению; готовит представление по форме, определяемой Департаментом образования города Москвы; осуществляет расчет размера субсидии; направляет пакет документов на рассмотрение Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии из бюджета города Москвы частными образовательными организациями (далее - Отраслевая комиссия).
Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 года N 489-ПП одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент копии учредительных документов организации, копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации, копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу, копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (далее - Отраслевая комиссия) (пункт 2.6 Порядка). Судом установлено, что приказом N 571 от 14 октября 2021 г. заявителю предоставлены денежные средства не в полном объеме.
Из материалов дела следует, что отказ от принятия заявок к рассмотрению организация не получала, заявки соответствовали требованиям, установленными Порядком, а именно: все заявки направлены с соответствующим комплектом документов (в описи документов отражен весь перечень заявленных документов), все дети были внесены в информационную систему КИС "Государственные услуги в сфере образования", у организации отсутствовали признаки приостановления деятельности, ликвидации или банкротства (копия Выписки из ЕГРЮЛ прилагалась к пакету документов) в связи с чем, оснований для отказа в принятии заявок не имелось.
С учетом всех обстоятельств суды пришли к выводу, что у Департамента отсутствовали правовые основания для непринятия решения о предоставлении субсидии заявителю на указанную сумму, возражений по размеру субсидии от департамента не поступило.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года по делу N А40-265681/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.2 Постановления Правительства города Москвы от 18 сентября 2012 года N 489-ПП одновременно с заявкой претендент представляет в Департамент копии учредительных документов организации, копию документа, подтверждающего назначение на должность руководителя организации, или доверенность, подтверждающую полномочия физического лица на подписание договоров от лица этой организации, копии приказов о зачислении воспитанников в организацию для получения дошкольного образования в текущем учебном году, копии приказов о переводе воспитанников в другую возрастную группу, копию годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год (с приложениями) или документ, заменяющий ее в соответствии с законодательством Российской Федерации, за последний отчетный период (с отметкой налогового органа или с квитанцией о приеме в электронном виде).
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (далее - Отраслевая комиссия) (пункт 2.6 Порядка). Судом установлено, что приказом N 571 от 14 октября 2021 г. заявителю предоставлены денежные средства не в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф05-27566/22 по делу N А40-265681/2021