г. Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А41-36375/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Колмаковой Н.Н.,
судей: Архиповой Ю.В., Цыбиной А.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Новиков А.Ю., по доверенности от 24.12.2021
от ответчика: Питиримов Д.П., по доверенности от 03.06.2022
рассмотрев 07 декабря 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каширский РО"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 апреля 2022 года
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 09 августа 2022 года
по иску ООО "Каширский РО"
к ООО "Чайка-СТ"
о взыскании денежных средств,
третьи лица: ООО "Эколайф", Гавлович А.С.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каширский РО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Чайка-СТ" о взыскании задолженности в размере 459 431,67 руб., неустойки по состоянию на 28.04.2020 размере 46 044,95 руб. с дальнейшим начислением до момента фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.04.2022 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалованные решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы истец сослался на то, что являлся региональным оператором, оказывающим в спорный период услуги по вывозу ТКО ответчику по заключенному договору, услуга по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности, лица, не обладающие статусом регионального оператора, не в праве оказывать услуги по обращению с ТКО, факт оказания спорных услуг истцом, являющимся региональным оператором, подтвержден материалами дела, судами не применены положения ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика просил оставить принятые судебные акты без изменения.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО N КРО-2019-0005832 от 09.01.2019, заключенным между ООО "Каширский РО" и ООО "Чайка-СТ", истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО.
Согласно п. 6 Договора потребитель оплачивает услуги Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик свои обязательства по оплате услуг Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнил, задолженность Ответчика перед Истцом за данный период составляет 459 431,67 руб.
Поскольку претензионная работа не привела к разрешению спора, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь положениями статей 421, 424, 711, 720, 753, 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что ответчик еще в ноябре 2019 обратился в Администрацию городского округа Ступино Московской области за согласованием места под установку контейнеров для сбора ТКО, получив разрешение от Администрации, ответчик произвел работы по оборудованию площадки и установки контейнера в соответствии с определяемыми нормами и правилами, 26.12.2019 ответчик обратился к истцу с требованием производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, которое оставлено без ответа; представленные истцом отчеты о вывозе ТКО не подтверждают факт оказания услуг в рамках спорного договора, факт оказания услуг за спорный период истец подтверждает УПД, подписанными только истцом, вывозом ТКО с площадки занимались иные возчики, плательщиками указаны другие юридические лица, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности по договору за период с января 2019 по февраль 2021 и неустойки.
Между тем, данные выводы судов являются преждевременными по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как указано в пункте 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер. Так, законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016, N 881).
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и необходимой валовой выручки (далее - НВВ), должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы в области обращения с ТКО, содержащей, в числе прочего, данные о нахождении всех источников образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9, пункт 1 статьи 24.13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, абзацы 20, 22 пункта 2, подпункт "а" пункта 6, раздел XI Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016, N 484 (далее - Основы ценообразования), разделы VI, VI.I Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016, N 1638/16).
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, пункт 43(1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (Определение Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС15-13978 от 26.02.2016), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) не урегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) не направления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ приведенных выше нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
В соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема и или массы ТКО с использованием средств измерения, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом, первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Таким образом, делая вывод о необоснованности требований истца о взыскании суммы задолженности за оказанные услуги за период с января 2019 по февраль 2021, суды первой и апелляционной инстанций, не дали оценки фактически сложившимся между сторонами договора правоотношениям в спорный период, условиям договора о порядке учета объема ТКО, местах накопления ТКО, согласованным сторонами, порядке фиксации нарушений по договору, не установили наличие (отсутствие) статуса регионального оператора у истца, иных лиц, указанных ответчиком в качестве исполнителей спорных услуг.
При таких обстоятельствах, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в заявленном размере являются преждевременными.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций существенно нарушены нормы процессуального права, при этом выводы судов не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем, принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям сторон норм материального права, в том числе дать оценку фактически сложившимся между сторонами правоотношениям, дать оценку представленным в дело доказательствам, распределить между сторонами бремя доказывания фактических обстоятельств по делу с указанием соответствующих средств доказывания, в случае установления факта оказания услуг, установить способ коммерческого учета ТКО, места накопления ТКО, согласованные сторонами в спорный период, стоимость оказанных услуг, наличие (отсутствие) фиксации нарушений региональным оператором обязательств по оказанию услуг в спорный период, исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам нового рассмотрения дела суду первой инстанции распределить между сторонами расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2022 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2022 года по делу N А41-36375/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Н.Н. Колмакова |
Судьи |
Ю.В. Архипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
...
В соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, регулирующие порядок коммерческого учета объема и или массы ТКО с использованием средств измерения, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
...
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф05-28840/22 по делу N А41-36375/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28840/2022
09.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9697/2023
04.04.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36375/2021
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28840/2022
09.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9123/2022
01.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-36375/2021