г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А40-16981/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Горшковой М.П.,
судей Кочеткова А.А., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - Лебедев Д.В. дов. N 207/5/Д/211 от 11.10.2022
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Энергопрогресс"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 июня 2022 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 сентября 2022 года,
в деле по иску Общества с ограниченной ответственностью "Энергопрогресс"
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергопрогресс" (далее - ООО "Энергопрогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о взыскании долга в размере 13 837 руб. 97 коп., неустойки в размере 3 005 руб. с продолжением ее начисления по день оплаты долга, расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2022 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Энергопрогресс" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Истец своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
От ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он не соглашается с доводами жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Отзыв приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании решений общего собрания собственников МКД, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Солидарности д. 92, 93, 94, 95а, по выбору управляющей организации для управления домом, ООО "Энергопрогресс" было выбрано управляющей компанией на период с 2015 года по 2024 год.
В указанных МКД находятся квартиры (перечень приведен в иске), находящиеся в собственности Российской Федерации в лице Минобороны России.
Истец ссылался на то, что задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за пустующие квартиры, находящиеся в указанных МКД, принадлежащие Российской Федерации за период с 28.05.2019 по 24.11.2019 составляет 13 834 руб. 97 коп.
На основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации истцом начислена неустойка в размере 3 005 руб. с продолжением ее начисления по день оплаты долга.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 131, 210, 249, 290, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 39, 46, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что доказательства того, что спорные квартиры находятся в собственности Российской Федерации в лице Минобороны России в материалах дела отсутствуют. Между тем в материалах дела имеются заявления нанимателей, а также договоры найма по спорным квартирам, согласно которым наймодателем спорных квартир являлось ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем судами не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Право федеральной собственности на спорные помещения является ранее возникшим, что не оспаривалось при рассмотрении дела.
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С учетом названных норм права право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных жилых помещений сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения по адресам: г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 92, кв. N 40 и 55; г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 93, кв. 41, 43 и 44; г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 94, кв. 35 и 38; г. Новосибирск, ул. Солидарности д. 95а, кв. 13, 62 и 70, отсутствуют.
Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судами неправомерно оставлены без внимания доводы истца об обязанности ответчика в силу статьи 210 Гражданского кодекса нести бремя содержания принадлежащих ему на праве собственности помещений при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств того, что истец управляет многоквартирными домами в отсутствие соответствующих полномочий.
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами N 92, 93, 94, 95а по ул. Солидарности в г. Новосибирск, которые заключены на основании протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по отбору управляющей организации в соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные договоры управления многоквартирными домами судами не исследовались и надлежащей правовой оценки не получили.
Равно как и не были предметом исследования представленные к материалы дела акты приемки выполненных работ по текущему и непредвиденному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
При этом действующим законодательством не установлена обязанность управляющей компании при наличии установленного размера платы за услуги доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В связи с чем доводы суда об отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг, опровергается материалами дела.
Таким образом, при рассмотрении дела суды приняли оспариваемые судебные акты, не оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к неполному выяснению фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценить представленные в дело доказательства, дать оценку всем доводам истца и с надлежащим применением закона принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2022 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 года по делу N А40-16981/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
М.П. Горшкова |
Судьи |
А.А. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, согласно уведомлениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорных жилых помещений сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения по адресам: г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 92, кв. N 40 и 55; г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 93, кв. 41, 43 и 44; г. Новосибирск, ул. Солидарности, д. 94, кв. 35 и 38; г. Новосибирск, ул. Солидарности д. 95а, кв. 13, 62 и 70, отсутствуют.
Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судами неправомерно оставлены без внимания доводы истца об обязанности ответчика в силу статьи 210 Гражданского кодекса нести бремя содержания принадлежащих ему на праве собственности помещений при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления.
...
В материалы дела представлены договоры управления многоквартирными домами N 92, 93, 94, 95а по ул. Солидарности в г. Новосибирск, которые заключены на основании протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по отбору управляющей организации в соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф05-31983/22 по делу N А40-16981/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31983/2022
04.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12625/2024
20.12.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31983/2022
04.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50440/2023
08.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-16981/2022
22.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-31983/2022
12.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53282/2022
28.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-16981/2022