г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А41-60309/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от Минобороны России: Бибякова Т. В. по доверенности от 13.12.2022, паспорту;
от ООО "Сосновый парк": Шумилкин С.А. по доверенности от 07.12.2022, паспорту; Кириллова Е.И. по доверенности от 07.12.2022, паспорту;
от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Бибякова Т. В. по доверенности от 13.12.2022, паспорту;
от Администрации городского округа Красногорск: Елизаров Е.Д. по доверенности от 10.01.2023, паспорту;
от Управления Росреестра по Московской области: не явился, извещён;
от ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования": Бумбак Н.В. по доверенности от 13.04.2022, удостоверению;
рассмотрев 12.01.2023 в судебном заседании кассационные жалобы Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России,
на решение от 24 марта 2021 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 04 августа 2022 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-60309/2020
по заявлению Минобороны России
к ООО "Сосновый парк",
третьи лица: ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Администрация городского округа Красногорск, Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования",
об истребовании земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Сосновый Парк" (далее - общество) об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0040108:1173, 50:11:0040108:1174, 50:11:0040108:1175, 50:11:0040108:1187, 50:11:0040108:996, 50:11:0040108:997, 50:11:0040108:1010, 50:11:0040108:1011, 50:11:0040108:1012, 50:11:0040108:940, 50:11:0040108:942, 50:11:0040108:943, 50:11:0040108:963, 50:11:0040108:964, 50:11:0040108:992, 50:11:0040108:993, 50:11:0040108:994, 50:11:0040108:1079, 50:11:0040108:978, 50:11:0040108:979, 50:11:0040108:980, 50:11:0040108:985, 50:11:0040108:990, 50:11:0040108:974, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:975, 50:11:0040108:976, 50:11:0040108:977, 50:11:0040108:1061, 50:11:0040108:1060, 50:11:0040108:1062, 50:11:0040108:1070, 50:11:0040108:1071, 50:11:0040108:1072, 50:11:0040108:981, 50:11:0040108:970, 50:11:0040108:969, 50:11:0040108:968, 50:11:0040108:965, 50:11:0040108:989, 50:11:0040108:995, 50:11:0040108:984, 50:11:0040108:983, 50:11:0040108:982, 50:11:0040108:1049, 50:11:0040108:986, 50:11:0040108:987, 50:11:0040108:988, 50:11:0040108:991, 50:11:0040108:1059, 50:11:0040108:1058, 50:11:0040108:1057, 50:11:0040108:1052, 50:11:0040108:1051, 50:11:0040108:1050, 50:11:0040108:999, 50:11:0040108:1009, 50:11:0040108:1008, 50:11:0040108:900, 50:11:0040108:1188, 50:11:0040108:1022, 50:11:0040108:1178, 50:11:0040108:1179, 50:11:0040108:1076, 50:11:0040108:1089, 50:11:0040108:1090, 50:11:0040108:1091, 50:11:0040108:1092, 50:11:0040108:998, 50:11:0040108:903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935, 50:11:0040108:936, 50:11:0040108:1073, 50:11:0040108:1037, 50:11:0040108:1038, 50:11:0040108:1039, 50:11:0040108:1040, 50:11:0040108:1041, 50:11:0040108:1032, 50:11:0040108:1033, 50:11:0040108:1047, 50:11:0040108:1075, 50:11:0040108:1077, 50:11:0040108:1901, 50:11:0040108:1013, 50:11:0040108:1014, 50:11:0040108:1015, 50:11:0040108:1017, 50:11:0040108:1003, 50:11:0040108:1004, 50:11:0040108:1007, 50:11:0040108:1005, 50:11:0040108:1034, 50:11:0040108:1035, 50:11:0040108:1036, 50:11:0040108:902, 50:11:0040108:1028, 50:11:0040108:1029, 50:11:0040108:1030, 50:11:0040108:1031, 50:11:0040108:1021, 50:11:0040108:1018, 50:11:0040108:1046, 50:11:0040108:1023, 50:11:0040108:1024, 50:11:0040108:1025, 50:11:0040108:1026, 50:11:0040108:1027, 50:11:0040108:1182, 50:11:0040108:1183, 50:11:0040108:1078, 50:11:0040108:941, 50:11:0040108:1006, 50:11:0040108:1047, 50:11:0040108:1048, 50:11:0040108:1000, 50:11:0040108:1001, 50:11:0040108:1002, 50:11:0040108:1042, 50:11:0040108:1043, 50:11:0040108:1044, 50:11:0040108:1045, общей площадью 86 034 кв. м, и обязании передать указанные земельные участки Минобороны России по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Администрация городского округа Красногорск, Управление Росреестра по Московской области, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований Минобороны России отказано.
В кассационных жалобах Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В материалы дела поступили возражения Минобороны России на отзыв общества, которые с учетом положений абзацев 3 и 4 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал поступившее в материалы дела ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с поступившими от Минобороны России возражениями на отзыв.
Представители Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" возражали против удовлетворения ходатайства, представитель администрации городского округа Красногорск поддержал ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев ходатайство общества об отложении судебного разбирательства для ознакомления с возражениями Минобороны России, судебная коллегия суда кассационной инстанции его отклонила ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения.
В судебном заседании представитель Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), представитель администрации городского округа Красногорск возражал против удовлетворения кассационных жалоб, представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" просил удовлетворить кассационные жалобы.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва на них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 сентября 1921 года N А12851 для организации военного полигона для нужд обороны Главному инженерному управлению РВВА отведены земельные участки размером до 3000 десятин, расположенные в д. Никольское-Урюпино, имения Петровское Московской губернии.
18 июня 1924 года Московским губернским земуправлением произведена земельная запись о предоставлении Главному военно-инженерному управлению РККА для использования для специального назначения земельных участков с регистрацией данной записи по волостной карте в общем военном волостном реестре за N 1601.
22 декабря 2014 года администрация Красногорского муниципального района Московской области (правопреемник - Администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация) приняла постановление от 22 декабря 2014 года N 2900/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 86 034 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, в Красногорском районе, в восточной части кадастрового квартала 50:11:0040108 с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 с указанием в качестве правообладателя Красногорского муниципального района и изменением категории на земли населенных пунктов (решение Росреестра от 25 декабря 2014 года).
Постановлением администрации Красногорского муниципального района N 3142/12 от 30 декабря 2014 года в связи с уточнением площади земельного участка предусмотрена передача земельного участка площадью 86034+/-205 кв. м. в аренду ДНП "Сосны" на срок 49 лет.
Во исполнение этого постановления администрацией Красногорского муниципального района с ДНП "Сосны" был заключен договор аренды от 30.12.2014 N 759 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 с ежегодной годовой платой в размере 235 733 руб. 16 коп.
В последующем земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401008:869 являлся предметом договоров уступки права аренды (от 8 февраля 2016 года N 2 между ДКН "Сосны" и ООО "МегаАльянс", от 28 июля 2016 года N 1 между ООО "МегаАльянс" и Крыловым Н.Б., от 19 июня 2017 года N 3 между Крыловым Н.Б. и ООО "Сосновый Парк").
В период проведения топогеодезических работ с 17 апреля 2018 года по 28 апреля 2018 года Минобороны России стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040108:869 находится в границах Нахабинского участкового военного лесничества и принадлежит Минобороны России.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России направило в адрес Администрации претензию от 20 августа 2018 года N 141/1/9/3306-исх. с требованием о расторжении договора аренды и освобождения земельного участка с кадастровым номером 50:11:00401008:869.
Письмом от 16 октября 2018 года N 126-86/4735 Администрация сообщила, что будут приняты меры по прекращению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:11:00401008:869.
Несмотря на указанное письмо по заявлению администрации 22 октября 2018 года земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401008:869 был снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом его на 124 земельных участка с кадастровыми номерами: 50:11:0040108:1174, 50:11:0040108:1175, 50:11:0040108:1187, 50:11:0040108:996, 50:11:0040108:997, 50:11:0040108:1010, 50:11:0040108:1011, 50:11:0040108:1012, 50:11:0040108:940, 50:11:0040108:942, 50:11:0040108:943, 50:11:0040108:963, 50:11:0040108:964, 50:11:0040108:992, 50:11:0040108:993, 50:11:0040108:994, 50:11:0040108:1079, 50:11:0040108:978, 50:11:0040108:979, 50:11:0040108:980, 50:11:0040108:985, 50:11:0040108:990, 50:11:0040108:974, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:975, 50:11:0040108:976, 50:11:0040108:977, 50:11:0040108:1061, 50:11:0040108:1060, 50:11:0040108:1062, 50:11:0040108:1070, 50:11:0040108:1071, 50:11:0040108:1072, 50:11:0040108:981, 50:11:0040108:970, 50:11:0040108:969, 50:11:0040108:968, 50:11:0040108:965, 50:11:0040108:989, 50:11:0040108:995, 50:11:0040108:984, 50:11:0040108:983, 50:11:0040108:982, 50:11:0040108:1049, 50:11:0040108:986, 50:11:0040108:987, 50:11:0040108:988, 50:11:0040108:991, 50:11:0040108:1059, 50:11:0040108:1058, 50:11:0040108:1057, 50:11:0040108:1052, 50:11:0040108:1051, 50:11:0040108:1050, 50:11:0040108:999, 50:11:0040108:1009, 50:11:0040108:1008, 50:11:0040108:900, 50:11:0040108:1188, 50:11:0040108:1022, 50:11:0040108:1178, 50:11:0040108:1179, 50:11:0040108:1076, 50:11:0040108:1089, 50:11:0040108:1090, 50:11:0040108:1091, 50:11:0040108:1092, 50:11:0040108:998, 50:11:0040108:903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935, 50:11:0040108:936, 50:11:0040108:1073, 50:11:0040108:1037, 50:11:0040108:1038, 50:11:0040108:1039, 50:11:0040108:1040, 50:11:0040108:1041, 50:11:0040108:1032, 50:11:0040108:1033, 50:11:0040108:1047, 50:11:0040108:1075, 50:11:0040108:1077, 50:11:0040108:1901, 50:11:0040108:1013, 50:11:0040108:1014, 50:11:0040108:1015, 50:11:0040108:1017, 50:11:0040108:1003, 50:11:0040108:1004, 50:11:0040108:1007, 50:11:0040108:1005, 50:11:0040108:1034, 50:11:0040108:1035, 50:11:0040108:1036, 50:11:0040108:902, 50:11:0040108:1028, 50:11:0040108:1029, 50:11:0040108:1030, 50:11:0040108:1031, 50:11:0040108:1021, 50:11:0040108:1018, 50:11:0040108:1046, 50:11:0040108:1023, 50:11:0040108:1024, 50:11:0040108:1025, 50:11:0040108:1026, 50:11:0040108:1027, 50:11:0040108:1182, 50:11:0040108:1183, 50:11:0040108:1078, 50:11:0040108:941, 50:11:0040108:1006, 50:11:0040108:1047, 50:11:0040108:1048, 50:11:0040108:1000, 50:11:0040108:1001, 50:11:0040108:1002, 50:11:0040108:1042, 50:11:0040108:1043, 50:11:0040108:1044, 50:11:0040108:1045 (далее - Земельные участки).
В отношении земельных участков зарегистрировано право собственности Красногорского муниципального района Московской области, а затем, в течение 2019 года в отношении указанных 124 земельных участков между администрацией городского округа Красногорск Московской области и ООО "Сосновый парк" заключены договоры аренды.
В связи с тем, что администрацией был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:11:00401008:869, приняты акты о предоставлении 124 участков на праве аренды обществу, Минобороны России обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 209, статей 301, 302, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2, 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" исходил из того, что Минобороны России не представлено доказательств того, что принадлежащие обществу на праве аренды земельные участки входят в состав земельного участка Нахабинского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, границы которого не установлены на местности.
При этом суд первой инстанции учел выводы, содержащиеся в экспертном заключении ООО "Международное агентство строительная экспертиза и оценка "Независимость", из которого следует, что невозможно установить границы земельного участка Нахабинского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем наложение границ земельного участка Нахабинского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации на границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 (ранее присвоенный номер) и образованных из него земельных участков не выявлено.
При рассмотрении апелляционных жалоб Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по настоящему делу была назначена повторная судебная экспертиза, в экспертном заключении по ее результатам эксперты пришли к следующим выводам:
92 земельных участка (50:11:0040108:1000-1015, 50:11:0040108:1021-1052, 50:11:0040108:1070-1074, 50:11:0040108:1076, 50:11:0040108:1178-1179, 50:11:0040108:1089, 50:11:0040108:1173, 50:11:0040108:1183, 50:11:0040108:1187-1188, 50:11:0040108:940-943, 50:11:0040108:970, 50:11:0040108:974-999) образованы посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869;
32 земельных участка (50:11:0040108:1016-1018, 50:11:0040108:1057-1062, 50:11:0040108:1075, 50:11:0040108:1077-1079, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:1090-1092, 50:11:0040108:1174-1175, 50:11:0040108:1182, 50:11:0040108:900-903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935-936, 50:11:0040108:963-965, 50:11:0040108:968-969) образованы посредством раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040108:869 и 50:11:0040108:870.
Схема взаиморасположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040108:869 и 50:11:0040108:870 и 124 земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0040108:900-903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935-936, 50:11:0040108:940-943, 50:11:0040108:974-1018, 50:11:0040108:963-965, 50:11:0040108:968-970, 50:11:0040108:1057-1062, 50:11:0040108:1070-1079, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:1089-1092, 50:11:0040108:1173-1175. 50:11:0040108:1178-1179, 50:11:0040108:1182-1183, 50:11:0040108:1187-1188 приведена в графическом приложении N 1.
По второму вопросу об установлении всех земельных участков, которые образованы в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 эксперты пришли к следующему выводу:
92 земельных участка (50:11:0040108:1000-1015, 50:11:0040108:1021-1052, 50:11:0040108:1070-1074, 50:11:0040108:1076, 50:11:0040108:1178-1179, 50:11:0040108:1089, 50:11:0040108:1173, 50:11:0040108:1183, 50:11:0040108:1187-1188, 50:11:0040108:940-943, 50:11:0040108:970, 50:11:0040108:974-999) образованы посредством раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 и полностью расположены в его границах;
32 земельных участка (50:11:0040108:1016-1018, 50:11:0040108:1057-1062, 50:11:0040108:1075, 50:11:0040108:1077-1079, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:1090-1092, 50:11:0040108:1174-1175, 50:11:0040108:1182, 50:11:0040108:900-903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935-936, 50:11:0040108:963-965, 50:11:0040108:968-969) образованы посредством раздела земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040108:869 и 50:11:0040108:870 и частично расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869.
Координаты характерных точек частей земельных участков из числа 32 вышеприведенных, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869, приведены в таблице N 1.
По третьему вопросу о необходимости установить, входят ли границы 124 земельных участков в границы земельного участка, выделенного постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 21.09.2021 N А12851, эксперты пришли к следующим выводам:
наложение плана земельного участка земельной записи от 25.02.1923 на право пользования землей, находящейся в Московской губернии Воскресенского уезда Павловской волости, на границы 124 земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:0040108:900-903, 50:11:0040108:911, 50:11:0040108:935-936, 50:11:0040108:940-943, 50:11:0040108:974-1018, 50:11:0040108:963-965, 50:11:0040108:968-970, 50:11:0040108:1057-1062, 50:11:0040108:1070-1079, 50:11:0040108:1084, 50:11:0040108:1089-1092, 50:11:0040108:1173-1175. 50:11:0040108:1178-1179, 50:11:0040108:1182-1183, 50:11:0040108:1187-1188 показывает, что все они (100% площади) расположены на землях, предоставленных Г.В.И.У. - Р.К.К.А. для использования по специальному назначению, и не имеют никаких пересечений с границами земель других землепользователей, перечисленных в п. IV Земельной записи и отмеченных литерами (литера А - сельскохозяйственное использование гражданами села Нахабино, литера Б - совхоз ((Петровское - Мосздравотдела, литера В - за гражданами села Петровское и под литерами Г и Д - за гражданами деревни Степановский). Результат наложения приведен в графическом приложении N 2.
По четвертому вопросу о необходимости установить, накладываются ли границы 124 земельных участков на границы Нахабинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России эксперты пришли к следующему выводу:
в результате наложения (графическое приложение N 3) установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040108:870 не входит в границы Нахабинского военного лесничества по состоянию на 2001 год, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040108:869 входит в границы Нахабинского военного лесничества по состоянию на 2001 год.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в постановлении указал, что по ходатайству экспертов определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу N А41-60309/20 в распоряжение экспертов предоставлены письмо Московского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 26.12.2014 N 895/1 на N 1.2.5/6885, письмо Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12.12.2013 N 141/38164, письмо Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 23.12.2019 N 28Исх-38215/13; акт N УМО-1 от 25.10.2019 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, приложение к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации 2013 года N 675.
Экспертами отмечено, что согласно письму Московского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 26.12.2014 N 895/1 на N 1.2.5/6885 и письму Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12.12.2013 N 141/38164, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040108:869 не входит в границы Нахабинского военного лесничества. Указанные документы являются более актуальными, нежели материалы лесоустройства 2001 года, в связи с чем эксперты делают вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040108:869 и 50:11:0040108:870 на момент проведения экспертизы не входят в границы Нахабинского военного лесничества.
При этом суды исходили из того, что доказательств, ставящих под сомнение законность и обоснованность заключений экспертов, истцом в нарушение части 2 статьи 9, статьи 65 АПК РФ не представлено.
Однако судами не учтено следующее.
Иск Минобороны России мотивирован тем, что администрация городского округа Красногорск в нарушение требований статей 209 и 608 ГК РФ незаконно предоставила в аренду обществу земельные участки, сформированные из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к землям обороны.
Суды при ссылке на надлежащее согласование границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 и границ 124 участков, являющихся предметом настоящего спора, не исследовали обстоятельства образования как земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869, так и указанных 124 участков, в том числе с учетом доводов Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о соотношении границ образованного администрацией участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 с ранее учтенным земельным участком площадью 131100 кв. м. с кадастровым номером 50:11:0040108:0007 (который по состоянию на 2013 год относился к собственности Красногорского муниципального района Московской области), о необоснованном изменении площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:0007 с площади 131100 кв. м. на площадь в размере 217130 кв. м., в результате чего возникло наложение на ранее учтенный участок земель обороны, из которого, в том числе и были образованы спорные 124 участка.
Также судами не дана правовая оценка доводам Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о том, что сами по себе представленные в материалы дела письма об отсутствии пересечений земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 (письмо начальника Московского лесничества Министерства обороны РФ от 26.12.2014), об отсутствии пересечений земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040+108:7 без указания площади (письмо Департамента имущественных отношений Минобороны России от 18.12.2013), о согласовании местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино без указания площади (письмо ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России от 15.08.2014) без выяснения соотношения площадей указанных в данных письмах участков не могут являться правовым основанием для вывода об отсутствии наложений спорных 124 земельных участков и земель, находящихся в собственности Минобороны России, а также не подтверждают надлежащее согласование передачи всех земельных участков, являющихся предметом настоящего спора, в муниципальную собственность.
Таким образом, судами при рассмотрении заявленных требований не учтены доводы Минобороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о том, что согласование предоставления в аренду 124 участков, имеющих пересечения с ранее учтенным участком, находящимся в собственности Минобороны России не осуществлялось.
В данном случае судам надлежало проверить соблюдение процедуры и полномочий согласования перехода права собственности как в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869, так и спорных участков в муниципальную собственность, в том числе с учетом исследования вопроса об образовании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040108:869 и наложения всех спорных участков на ранее учтенный земельный участок, находящийся в собственности Минобороны России на основании постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 сентября 1921 года N А12851, иных документов, принятых в порядке реализации данного постановления.
Ввиду того, что для принятия законного и обоснованного решения требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, в целях установления всех обстоятельств предложить сторонам провести соответствующую экспертизу с соблюдением требований части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2022 года по делу N А41-60309/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 209, статей 301, 302, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2, 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" исходил из того, что Минобороны России не представлено доказательств того, что принадлежащие обществу на праве аренды земельные участки входят в состав земельного участка Нахабинского участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации, границы которого не установлены на местности.
...
Иск Минобороны России мотивирован тем, что администрация городского округа Красногорск в нарушение требований статей 209 и 608 ГК РФ незаконно предоставила в аренду обществу земельные участки, сформированные из земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к землям обороны."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2023 г. N Ф05-28182/22 по делу N А41-60309/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-28182/2022
04.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9323/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-60309/20
16.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2008/2021