г. Москва |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А40-212777/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2023.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от АО "ВКУСВИЛЛ": не явился, извещён;
от Центральной почтовой таможни: Полетаева А.А. по доверенности от 08.12.2022, удостоверению;
рассмотрев 31.01.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Центральной почтовой таможни
на решение от 16 августа 2022 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28 октября 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-212777/2021
по заявлению АО "ВКУСВИЛЛ"
к Центральной почтовой таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "ВКУСВИЛЛ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной Почтовой Таможне (далее - таможня, ЦПТ) о признании незаконным и отмене постановления N 10129000-3215/2021 по делу об административном правонарушении от 15.09.2021.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2022 по делу N А40-212777/2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по делу N А40-212777/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Московского округа указал, что при новом рассмотрении необходимо оценить все доводы лиц, участвующих в деле, имеющиеся в деле доказательства, установить все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применить нормы процессуального и материального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2022 года, заявленные требования удовлетворены в части: постановление Центральной почтовой таможни от 17.09.2021 N 10129000-3215/2021 о привлечении АО "Вкусвил" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ признано незаконным и отменено судом, при этом суд пришел к выводу о том, что постановление вынесено таможенным органом с нарушением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.. В остальной части в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене определения об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 01.10.2021 судом обществу отказано.
Не согласившись с выводами судов, таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направило, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Центральной Почтовой Таможни от 15.09.2021 N 10129000-3215/2021, АО "ВКУСВИЛЛ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, приведенной нормой КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению статформы в таможенный орган, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления статформы за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.
Рассмотрев требование общества о признании незаконным и отмене определения об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 01.10.2021, суды пришли к выводу, что в данной части требования общества не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В силу ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Важным условием применения ст. 29.12.1 КоАП РФ является внесение исправления в постановление без изменения его содержания, то есть исправление носит технический характер и не затрагивает изменение правовых выводов и не касаются описания фактических обстоятельств дела. КоАП РФ не наделяет административные органы правом исправлять опечатки в постановлении по делу об административном правонарушении после признания его незаконным и отмены в установленном порядке.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11 по делу N А40-58381/10-17-333.
Судами установлено, что опечатка в постановлении исправлена определением от 01.10.2021, и направлена в адрес общества 15.10.2021, в то время как общество 04.10.2021 обратилось в суд.
Судами отмечено, что несмотря на то, что таможенный орган исправил данную опечатку после получения копии заявления, направленного заявителем в порядке ст. 125 АПК РФ в адрес таможни (почтовый идентификатор 80095664950934, вручено таможенному органу 27.09.2021, дата вынесения оспариваемого определения 01.10.2021), таможенный орган имел право внести исправления в постановление без изменения его содержания.
Суды учли, что ни 15.09.2021 ни 17.09.2021 общество не явилось на рассмотрение дела.
Суд пришли к выводу, что определение таможни об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 01.10.2021 вынесено в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ и является исправлением технической ошибки, является неотъемлемой частью дела об административном правонарушении N 10129000-3215/2021 и подтверждает факт того, что оспариваемое постановление принято 17.09.2021, в связи с чем, определение таможенного органа об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки от 01.10.2021 соответствует положениям КоАП РФ, в данной части заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судами установлено, что постановление таможни N 10129000-3215/2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ вынесено без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды исходили из следующего.
Судами отмечено, что действия, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представлением статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (вступил в силу 04.09.2018) (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Согласно части 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза", которым на основании части 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения (далее - Правила).
С учетом пункта 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статформы либо представление статформы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) по статье 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дни с 30 марта по 8 мая 2020 года были объявлены нерабочими.
Таким образом, общество должно было представить статистические формы не позднее 14.09.2020.
Судами установлено, что по состоянию на 15.09.2020 (дата, следующая за днем завершения исполнения обязательств) обществом обязанность по представлению статформы не исполнена.
Суды пришли к выводу, что с учетом того, что оспариваемое постановление (с учетом опечатки от 01.10.2021) вынесено 17.09.2021, таможенным органом не учтено, что на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок привлечения, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок привлечения со дня совершения административного правонарушения (непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы).
Согласно абзацу 1 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5) срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Судами верно учтено, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения выражена в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, то есть в форме бездействия.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума N 5 невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В силу абзаца 4 пункта 14 Постановления Пленума N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом деле срок предоставления статформы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза".
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора необходимо применять абзац 3, 4 пункта 14 Постановления Пленума N 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что выявленное правонарушение является длящимся и срок подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента подачи статистической формы в таможенный орган - 08 октября 2020 года, суды приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришли к выводу, что вменяемое правонарушение за невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку не является длящимся, и, следовательно, соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 15.09.2020 г. (т.е. к определенному сроку), в то время как постановление вынесено административным органом с нарушением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (17 сентября 2021 г.).
Суды указали, что дата фактического предоставления обществом формы - 08.10.2021 - не может влиять на правильность исчисления судом срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку такое предоставление является лишь последующим добровольным устранением допущенного нарушения, в связи с чем не изменяет момент, с которого вменяемое правонарушение следует считать оконченным.
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Факт предоставления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган с нарушением срока, Обществом не оспаривается.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2022 года по делу N А40-212777/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом деле срок предоставления статформы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза".
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора необходимо применять абзац 3, 4 пункта 14 Постановления Пленума N 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Отклоняя доводы таможенного органа о том, что выявленное правонарушение является длящимся и срок подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента подачи статистической формы в таможенный орган - 08 октября 2020 года, суды приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришли к выводу, что вменяемое правонарушение за невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку не является длящимся, и, следовательно, соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 15.09.2020 г. (т.е. к определенному сроку), в то время как постановление вынесено административным органом с нарушением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (17 сентября 2021 г.).
...
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Факт предоставления статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган с нарушением срока, Обществом не оспаривается.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2023 г. N Ф05-13189/22 по делу N А40-212777/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13189/2022
28.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64644/2022
16.08.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-212777/2021
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13189/2022
11.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7679/2022
24.01.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-212777/2021