Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 мая 2005 г. N А54-4327/03-С2
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2004 г. N А54-4327/03-С2 и от 12 декабря 2006 г. N А54-4327/03-С2-С18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - Т.А.Ю. - представитель, доверенность от 09.07.04 г., Ю.А.И. - представитель, доверенность от 09.05.05 г.; от ответчиков: от ФКУ Рязанской области - В.А.В. - представитель, доверенность от 20.05.05 г., от УФК по Рязанской области - Д.Е.В. - представитель, доверенность от 01.04.05 г.; от третьих лиц - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансово-казначейского управления Рязанской области на решение от 23.11.04 г. и постановление апелляционной инстанции 17.01.05 г. Арбитражного суда Рязанской области, установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ОАО) "РГГ", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Управлению социальной защиты населения Рязанской области о взыскании убытков, возникших в связи с реализацией в период с 01.01.2000 г. по 30.06.2002 г. природного газа членам семей военнослужащих и сотрудников милиции, проживающих в г. Рязани, в том числе: по Закону РФ "О военнослужащих" - 2994273 руб. 60 коп., по Закону РФ "О милиции" -2041167 руб. 90 коп.
К участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, субъект Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, муниципальное образование город Рязань в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани, Министерство обороны РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Рязанский областной военный комиссариат, Управление внутренних дел Рязанской области, МУП "КВЧ", Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.02.2004 г. исковые требования удовлетворены частично. С казны Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу ОАО "РГГ" взысканы убытки в сумме 1423974 руб. 80 коп., вызванные предоставлением в период с 13.10.2000 г. по 30.06.2002 г. сотрудникам милиции и членам их семей льгот при оплате природного газа. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2004 г. решение суда первой инстанции от 12.02.2004 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2004 года указанные судебные акты отменены в части отказа во взыскании 3611466 руб. 60 коп., дело в этой направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, истец поддержал требование в части взыскания 3611466 руб. 60 коп. убытков, образовавшихся за период с 01.01.00 г. по 30.06.02 г. в связи с предоставлением льгот по оплате газа членам семей военнослужащих и сотрудников милиции.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.04 г. иск удовлетворен. Судом взысканы с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу ОАО "РГГ" убытки в сумме 617193 руб. 10 коп. за реализацию природного газа на льготных условиях. С казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области в пользу ОАО "РГГ" взысканы убытки в сумме 2994273 руб. 60 коп.
Производство по делу в отношении муниципального образования г. Рязани прекращено.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 17.01.05 г. решение суда оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ФКУ Рязанской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов в части взыскания с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области 2994273 руб. 60 коп.
В части взыскания с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу ОАО "РГГ" убытков в сумме 617193 руб. 10 коп. судебные акты не оспариваются, в связи с чем, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данной части судебные акты не являются предметом оценки суда кассационной инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что истцом по данному делу не представлено соответствующих обоснований и доказательств, подтверждающих факт предоставления им льгот военнослужащим и факт наличия убытков, подлежащих возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области. В частности ответчик указывает на то, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что сумма убытков, предъявленная ко взысканию, образовалась в результате оказания льгот лицам, проживающим в домах иного жилищного фонда, не относящегося к федеральной собственности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит оспариваемые судебные акты подлежащими отмене в части взыскания с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области 2994273 руб. 60 коп. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РГГ" в период с 01.01.2000 г. по 30.06.2002 г. в соответствии с Законами РФ "О милиции" и "О военнослужащих" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50 %, предусмотренную для соответствующей категории граждан, проживающих на территории г. Рязани,
Ввиду того, что средства на указанные цели в этот период выделялись в объеме, недостаточном для полной компенсации льгот, в том числе по оплате природного газа, ОАО "РГГ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области 2994273 руб. 60 коп. убытков арбитражный суд первой и апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у Рязанской области, как субъекта Российской Федерации, обязанности возместить истцу расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по жилищному фонду, не находящемуся в федеральной собственности.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона.
В соответствии с п. 10 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов, в том числе коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива и его доставки, абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, производятся:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 5, 6 Положения "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в ст. ст. 15 и 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 790 от 12.07.96 г., расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилого фонда, находящегося в федеральной собственности, возмещаются организациям в централизованном порядке за счет средств федерального бюджета на основании договоров, заключаемых между организациями, оказывающими указанные услуги, и уполномоченными органами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим и гражданам, проживающим в домах, не находящихся в федеральной собственности, возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов определяется субъектами Российской Федерации.
Судами установлено, что субъектом Российской Федерации - Рязанской областью такой порядок определен не был.
Бездействие органа государственной власти субъекта РФ, а также отсутствие у истца договорных отношений с ответчиком по возмещению льгот, предоставляемых при оплате природного газа в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих", не может являться основанием для возложения бремени финансирования понесенных затрат на коммерческую организацию - ОАО "РГГ".
Вместе с тем, суды не дали надлежащей оценки обоснованности представленного истцом расчета убытков применительно к распределению подлежащих возмещению сумм между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.
В представленном истцом расчете указан перечень граждан имеющих право на предоставление льгот по оплате газа. Вместе с тем, в нем отсутствуют сведения о том, кто из льготников проживает в домах, находящихся в федеральной государственной собственности, а кто - в домах иной формы собственности. При этом исковые требования в отношении каждого из ответчиков - казны Российской Федерации и казны Рязанской области, не конкретизированы, чем нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения спора, поскольку именно в зависимости от него законом установлена обязанность возмещать расходы по предоставлению льгот, а в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию данного обстоятельства лежит на истце.
В деле имеется перечень домов, находящихся в федеральной собственности.
В связи с этим, суду следовало предложить истцу уточнить предмет иска в отношении каждого из ответчиков.
При новом рассмотрении спора суду надлежит обязать стороны произвести сверку списков лиц, имеющих право на льготу, с определением категории жилого фонда, в котором они проживают.
Таким образом, вывод суда о наличии у казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области обязательства по возмещению убытков истца в размере 2994273 руб. 60 коп. нельзя признать достаточно обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные недостатки, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, и с учетом вышеуказанного разрешить спор.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.04 г. и постановление апелляционной инстанции 17.01.05 г. по делу N А54-4327/03-С2 в части взыскания с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области 2994273 руб. 60 коп. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2005 г. N А54-4327/03-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании