г. Москва |
|
3 февраля 2023 г. |
Дело N А41-13361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Полный текст постановления изготовлен 03.02.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны: не явился, извещён;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явился, извещён;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явился, извещён;
от Федерального агентства лесного хозяйства: не явился, извещён;
от Государственного бюджетного учреждения Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест": не явился, извещён;
рассмотрев 01.02.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 12 августа 2022 года Арбитражного суда Московской области
на постановление от 27 октября 2022 года Десятого апелляционного арбитражного суда
по делу N А41-13361/2022
по заявлению ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Государственному бюджетному учреждению Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест"
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Ахметбекова Татьяна Николаевна (далее - Ахметбекова Т.Н., предприниматель) обратилась в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Мособлкомлес), Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), Государственному бюджетному учреждению Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест" (далее - ГБУ МО "Мособлгеотрест") со следующими требованиями:
1. Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
2. Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и не внесении изменения в границы.
3. Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесении изменений в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
4. Признать незаконным бездействие ГБУ МО "Мособлгеотрест", выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, региональную географическую информационную систему (далее - РГИС) Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
5. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634: 50:18:0050410:90: 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
6. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 о наложении на земли лесного фонда и внести изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
7. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
8. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
9. Обязать ГБУ МО "Мособлгеотрест" исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0050406:634; 50:18:0050410:90; 50:18:0050410:412; 50:18:0050502:66; 50:18:0050502:67 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2022 года оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2022 года, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что Ахметбековой Т.Н. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050406:634, площадью 78429+/-2450 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, в 1000-м от д. Никольское, что подтверждается выпиской из ЕГРН;
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050410:90, площадью 1224 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в северной части кадастрового квартала 50:18:0050410, что подтверждается выпиской из ЕГРН;
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050410:412, площадью 30054+/-1517 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, в 300-м к северу от д. Решетники, что подтверждается выпиской из ЕГРН;
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050502:66, площадью 50 895 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в северной части кадастрового квартала 50:18:0050502, что подтверждается выпиской из ЕГРН;
- земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050502:67, площадью 25315 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, участок расположен в центральной части кадастрового квартала 50:18:0050502, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Предприниматель 03.11.2021 обратился в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области с заявлениями:
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050406:634, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050406:634;
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:90, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:90;
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:412, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:412;
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:66, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:66;
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:67, границы которого установлены в Едином государственном реестре недвижимости; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:67.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050406:634 15.11.2021 комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка. В указанном решении отмечено, что по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050406:634 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Согласно справке N Р001-7528831141-56472216 от 10.02.2022 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения с землями лесного фонда составляет 3837,6 кв. м.
Согласно ГПЗУ от 05.05.2022 земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050406:634 земельный участок частично расположен в границах лесного фонда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:90 15.11.2021 г. комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка. В указанном решении отмечено, что по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:90 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Согласно справке N Р001-6148295986-51001690 от 18.10.2021 г. о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения с землями лесного фонда составляет 251,01 кв. м.
Согласно градостроительному плану земельного участка (далее - ГПЗУ) земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050410:90 частично расположен в границах лесного фонда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:412 10.12.2021 комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка. В указанном решении отмечено, что по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050410:412 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Согласно ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050410:412 частично расположен в границах лесного фонда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:66 15.11.2021 комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка. В указанном решении отмечено, что по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:66 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Согласно ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050502:66 частично расположен в границах лесного фонда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:67 15.11.2021 Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка. В указанном решении отмечено, что по результатам рассмотрения заявления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050502:67 принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Согласно ГПЗУ земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050502:67 частично расположен в границах лесного фонда.
Поскольку по настоящее время не внесены изменения в отношении спорных земельных участков, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Суды указали, что обращаясь в суд с рассматриваемыми требования, предприниматель ссылается на выявленное противоречие в сведениях ЕГРН и ГЛР в части наложения границ спорных земельных участков на лесной участок и незаконное бездействие уполномоченных органов по невнесению необходимых изменений в сведения ГЛР, ИСОГД, РГИС МО в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, нарушающее права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
Из приведенных норм следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п. 5 Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Суды, оценив в порядке главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений об изменениях, внесенных в сведения государственного лесного реестра, в РГИС в отношении спорных земельных участков.
Суды удовлетворили требования в части признания незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области и обязали Комитет лесного хозяйства Московской области восстановить нарушенные права предпринимателя.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2022 года по делу N А41-13361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
...
решение Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2022 года по делу N А41-13361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2023 г. N Ф05-35486/22 по делу N А41-13361/2022