Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 октября 2005 г. N А14-2771/2005/104/24
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2006 г. N А14-2771/2005/104/24
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу ОАО "ЦЧЗМАТ" на решение от 14.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2771/2005/104/24, установил:
ОАО "ЦЧЗМАТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИМНС РФ по Советскому району г. Воронежа (преобразована в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа) о возврате из бюджета 263805,6 руб. излишне уплаченного земельного налога (с учетом уточненных требований).
Решением от 14.05.2005 Арбитражного суда Воронежской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2005 Арбитражного суда Воронежской области решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, Обществом были представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации за период с 2000 г. по 2002 г. по земельному налогу, в связи с чем, у заявителя образовалась переплата по данному налогу в сумме 402462 руб. 20 коп.
Согласно постановления Администрации г. Воронежа N 259 от 30.01.2004 право бессрочного пользования земельным участком было прекращено. Общество представило уточненную налоговую декларацию за 2004 год, согласно которой сумма земельного налога к уплате по сроку за январь 2004 года составила 32174 руб. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет предприятия 370288 руб. 10 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Письмом от 30.03.2005 N 10-39/2958 Инспекцией в удовлетворении требования Общества было отказано, так как у заявителя имелась задолженность по пеням, начисленным тому же бюджету в сумме 263805 руб. 60 коп. Не согласившись с налоговым органом, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя.
Кассационная инстанция не может согласиться с принятыми по делу судебными актами и считает, что они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 НК РФ обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Пунктами 4 и 5 ст. 78 НК РФ установлен порядок проведения зачета.
В п. 5 ст. 78 НК РФ указано, что сумма излишне уплаченного налога может быть направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. А согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, при наличии переплаты налогов налогоплательщик самостоятельно решает, куда подлежит направлению имеющаяся у него переплата: на исполнение текущей обязанности по уплате налогов в тот же бюджет; на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням; в счет предстоящих платежей по налогам.
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных налогов лишь в случае наличия у налогоплательщика недоимки по другим налогам, на что прямо указано во втором предложении п. 5 ст. 78 НК РФ.
Право на самостоятельное осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты налогов в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено.
Как разъяснено в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно ст. ст. 78 и 79 НК РФ налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Таким образом, осуществление налоговым органом зачета зависит от волеизъявления налогоплательщика на такой зачет, выраженного в форме заявления. Самостоятельно проводимый налоговыми органами зачет в силу нормы абзаца второго п. 2 ст. 45 НК РФ представляет собой разновидность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам.
В данном случае судами установлено, что налогоплательщик заявление о направлении излишне уплаченной суммы земельного налога на погашение задолженности по пеням в Инспекцию не направлял.
Поскольку, самостоятельно проводимый налоговым органом зачет является разновидностью принудительного взыскания задолженности, то налоговым органом необходимо было руководствоваться ст. 69 НК РФ, то есть направить требование налогоплательщику по уплате пени, а в случае его несогласия применить правила ст. 46 НК РФ.
Принимая во внимание, что судом не исследован вопрос о принудительном взыскании задолженности в соответствии с требованиями налогового законодательства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Кроме того, учитывая, что Налоговым кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), то к требованию о зачете переплаты земельного налога в счет погашения пеней по этому налогу должен применяться такой же правовой режим.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 14.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.07.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2771/2005/104/24 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2005 г. N А14-2771/2005/104/24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании