г. Москва |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А41-56358/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2023.
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2023.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Паньковой Н.М.
судей: Коротковой Е.Н., Голобородько В.Я.
при участии в заседании:
от АО "Союзэнерго" - Ли Е.В. доверенность от 01.07.2022;
от МУП "Звенигородские инженерные сети" - Елисеев С.Н. доверенность от 19.12.2022;
от третьего лица - Шульженко С.А. лично, паспорт;
в судебном заседании 23.03.2023 по рассмотрению кассационной жалобы
муниципального предприятия "Звенигородские инженерные сети"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023
об оставлении заявления МУП "Звенигородские инженерные сети"
о признании АО "Союзэнерго" несостоятельным (банкротом) без рассмотрения,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Звенигородские инженерные сети" обратилось в суд с заявлением о признании АО "Союзэнерго" несостоятельным (банкротом).
По результатам рассмотрения обоснованности указанного заявления определением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2022 года в отношении АО "Союзэнерго" введена процедура - наблюдение. Временным управляющим должника утвержден Кислицын Андрей Петрович.
Суд признал обоснованными и включил в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования МУП "Звенигородские инженерные сети" в сумме 10 369 600,92 руб.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, АО "Союзэнерго" и индивидуальный предприниматель Шульженко Сергей Александрович подали апелляционные жалобы, в которых просили его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 определение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2022 года по делу N А41-56358/21 - отменено. Заявление МУП "Звенигородские инженерные сети" о признании АО "Союзэнерго" несостоятельным (банкротом) оставлено без рассмотрения.
С выводами Десятого арбитражного апелляционного суда не согласилось МУП "Звенигородские инженерные сети", обратившись в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на неполное выяснение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, не соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем просит отменить постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 отменить, определение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2022 оставить в силе.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Представитель МУП "Звенигородские инженерные сети" - Елисеев С.Н. в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, просил кассационную жалобу удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель АО "Союзэнерго" - Ли Е.В. возражала против доводов кассационной жалобы, просила оспариваемы судебный акт оставить без изменения.
Представитель АО "Союзэнерго" - Ли Е.В. возражала против доводов кассационной жалобы, просила оспариваемы судебный акт оставить без изменения.
Представитель третьего лица - Шульженко С.А. возражал против доводов кассационной жалобы, просил оспариваемы судебный акт оставить без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
МУП "Звенигородские инженерные сети" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании АО "Союзэнерго" (ИНН: 7719535689, ОГРН: 1047796919466, адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород, пр-т Строителей, д.8) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2021 заявление МУП "Звенигородские инженерные сети" о признании АО "Союзэнерго" (ИНН: 7719535689, ОГРН: 1047796919466, адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород, пр-т Строителей, д.8) несостоятельным (банкротом) принято к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления.
По результатам рассмотрения обоснованности указанного заявления определением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2022 года в отношении АО "Союзэнерго" введена процедура - наблюдение. Временным управляющим должника утвержден Кислицын Андрей Петрович.
Суд признал обоснованными и включил в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования МУП "Звенигородские инженерные сети" в сумме 10 369 600,92 руб.
При этом Арбитражный суд Московской области установил, что основанием для обращения МУП "Звенигородские инженерные сети" в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) явилось наличие у последнего неисполненного свыше трех месяцев денежного обязательства в размере, превышающем 300 000 руб.
Задолженность основана на вступивших в законную силу судебных актах: - решением Арбитражного суда Московской области от 09.04.2019 по делу N А41- 13590/19 с АО "Союзэнерго" в пользу ООО "Газпром Межрегионгаз" взыскана сумма долга в размере 608 076,28 руб., неустойка 41 665,37 руб., расходы по оплате государственной пошлины 15 995 руб.; решением Арбитражного суда Московской области от 27.08.2019 по делу N А41-61125/19, с АО "Союзэнерго" в пользу ООО "Газпром Межрегионгаз" взыскана сумма долга в размере 7 595 514,90 руб., неустойка 291 295,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины 62 434 руб.; решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2019 по делу N А41-46598/19 с АО "Союзэнерго" в пользу ООО "Газпром Межрегионгаз" взыскана сумма долга в размере 7 186 023,86 руб., неустойка 350 742,89 руб., расходы по оплате государственной пошлины 60 648,54 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2020 по делу N А41-13590/19 произведена процессуальная замена ООО "Газпром Межрегионгаз Москва" на МП "ЗИС".
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2020 по делу N А41-46598/19 произведена процессуальная замена ООО "Газпром Межрегионгаз Москва" на МП "ЗИС".
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2020 по делу N А41-61125/19 произведена процессуальная замена ООО "Газпром Межрегионгаз Москва" на МП "ЗИС".
Судебные акты должником в полном объеме не исполнены.
Арбитражный суд Московской области, руководствуясь положениями ст. 7, 8, 9, п. 2 ст. 33, п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве пришел к выводу, что МУП "Звенигородские инженерные сети" соответствует условиям п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, поскольку требования к должнику в совокупности превышают 300 000 руб. и не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в связи с чем, счел необходимым введение процедуры наблюдения для проведения анализа финансового состояния должника, в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом N 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в сферах, установленных пунктом 1 ст.4 закона, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
Согласно пункту 1 ст.5 Федерального закона "О естественных монополиях" для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст.6 Федерального закона "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе, ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Согласно части 1, пункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Учитывая установленные выше обстоятельства, принимая определение о признании обоснованным заявления МУП "Звенигородские инженерные сети" о признании АО "Союзэнерго" несостоятельным (банкротом) и введении процедуры наблюдения, суд первой инстанции посчитал достаточной наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных Законом о банкротстве, для возбуждения дела о банкротстве должника, поскольку должник обладает признаками банкротства, предусмотренными статьями 3 и 6 Закона о банкротстве, требование заявителя подтверждено судебными актами: решениями Арбитражного суда Московской области от 09.04.2019 по делу N А41-13590/19, от 27.08.2019 по делу N А41-61125/19 и от 08.08.2019 по делу N А41- 46598/19. Судебные акты не исполнены, задолженность должником не погашена.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, обоснованно пришел к выводу, что судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства, а именно то, что АО "Союзэнерго" является теплоснабжающей организацией. Основным видом деятельности общества согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха. В собственности АО "Союзэнерго" имеется недвижимое имущество газовая котельная с двумя котлами и теплосети. Ведение уставной деятельности подтверждается данными бухгалтерской и налоговой отчетности, в соответствии с которой АО "Союзэнерго" оказывает услуги как организациям, потребляющим тепловую энергию так и АО "Одинцовская теплосеть" которая поставляет тепловую энергию конечным потребителям - управляющим компаниям и ТСЖ.
Комитет по ценам и тарифам Московской области является исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Московской области.
АО "Союзэнерго" свою деятельность осуществляет в соответствии с установленными тарифами на тепловую энергию и горячую воду на основании Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.04.2021 N 61-р, Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области N 278-Р от 20.12.2021 согласно которым АО "Союзэнерго" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2021 -2024 годы.
Таким образом, АО "Союзэнерго" в совокупности вышеуказанных фактов и норм закона относится к субъекту естественной монополии, так как является хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Арбитражным апелляционным судом также учтено, что отсутствие АО "Союзэнерго" в реестре субъектов естественных монополий, не свидетельствует об отсутствии у него статуса естественной монополии.
Законодательство в сфере регулирования естественных монополий не ставит наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественной монополии в зависимость только от факта включения его в реестр субъектов естественных монополий.
В соответствии с Законом о естественных монополиях основанием для отнесения организации к субъектам естественной монополии является осуществление ею деятельности в условиях естественной монополии в установленных законом сферах.
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в реестр либо исключении их из реестра.
По смыслу Федерального закона "О естественных монополиях" и параграфа 6 главы 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", потребность установления особенностей правового регулирования всех процедур несостоятельности (банкротства) субъекта естественной монополии обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий ее банкротства не только для самой организации - должника, но и в большей степени, для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии связана с тем, что его потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных товарах (услугах).
Особенность правового статуса субъекта естественной монополии обусловлена также осуществляемым государственным регулированием цен на их продукцию и услуги, контролем над инвестициями и крупными сделками, запретом на произвольное прекращение или ограничение деятельности.
В силу пункта 2 статьи 197 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, может быть возбуждено арбитражным судом при наличии совокупности условий, указанных в пункте 3 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: размер требований кредиторов к должнику в совокупности составляет не менее чем один миллион рублей; указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве", за счет которого требования заявителя могли бы быть удовлетворены, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для возбуждения в отношении должника АО "Союзэнерго", являющегося субъектом естественной монополии, дела о банкротстве.
Заявителем МУП "Звенигородские инженерные сети" не соблюден порядок обращения с заявлением о признании должника - субъекта естественной монополии банкротом, предусмотренный частью 3 статьи 197 Закона о банкротстве.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело к ошибочному выводу об обоснованности заявления МП "Звенигородские инженерные сети".
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, которые нашли свое подтверждение материалами дела.
Таким образом, суд округа признает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены определения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А41-56358/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дело о банкротстве юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии, может быть возбуждено арбитражным судом при наличии совокупности условий, указанных в пункте 3 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно: размер требований кредиторов к должнику в совокупности составляет не менее чем один миллион рублей; указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
...
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве", за счет которого требования заявителя могли бы быть удовлетворены, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для возбуждения в отношении должника АО "Союзэнерго", являющегося субъектом естественной монополии, дела о банкротстве.
Заявителем МУП "Звенигородские инженерные сети" не соблюден порядок обращения с заявлением о признании должника - субъекта естественной монополии банкротом, предусмотренный частью 3 статьи 197 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2023 г. N Ф05-6752/23 по делу N А41-56358/2021