Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2023 г. N Ф05-4097/23 по делу N А40-133162/2022

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 400, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 29, 33, 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России N 245 от 07 августа 2015 года, пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 года N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (тарифное руководство N 1), с учетом правильного распределения бремени доказывания, определив правовую природу спорных правоотношений, установив, что истец ошибочно отождествляет понятия "стоимость воинских железнодорожных перевозок" и "плата за перевозку (тариф)", отметив, что "стоимость воинских железнодорожных перевозок" более широкое понятие, чем понятие "плата за перевозку (тариф)", принимая во внимание, что статья 97 УЖТ в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно плату за перевозку (тариф), которая согласно Прейскуранту 10-01 не включает плату за привлечение вагонов, сбор за подачу-уборку вагонов, кроме того, исчисление размера неустойки исходя из всех платежей, уплаченных при заключении договоров перевозки, противоречит принципу ограниченной ответственности перевозчика, установив, что истец ошибочно включил в расчет сумму 38 876 руб. 14 коп., стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов, включающую в себя, помимо непосредственно платы за перевозку грузов (то есть тарифа, установленного для перевозчика), и плату за использование привлеченного подвижного состава и компенсацию за условный порожний пробег, приняв во внимание, что исчисление размера неустойки исходя из всех платежей, уплаченных при заключении договоров перевозки, противоречит принципу ограниченной ответственности перевозчика, отметив, что истцом неправомерно не применены положения пункта 113 Правил оформления воинских перевозок железнодорожным транспортом и расчетов за них, утвержденных 29 октября 1990 года и введенных в действие с 01 января 1991 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления пени в сумме 98 682 руб. 16 коп. по спорным накладным NN Х478042, Т276580, Т276579.

Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа в размере 4 200 руб., руководствуясь статьей 100 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", установив, что в подтверждение права на взыскание штрафа истец представил в материалы дела копию контракта, копии ведомости подачи и уборки вагонов, копии памяток приемосдатчика, однако, данные документы не устанавливают срок подачи, уборки вагонов, отметив, что из представленных истцом документов не усматривается, документально не подтверждено и не доказано, за нарушение какого срока истец просит взыскать штраф, суды исходили из того, что документы, которые бы устанавливали обязанность перевозчика убрать вагоны в течение строго определенного количества времени с момента получения им уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке в материалах дела отсутствуют.

Отклоняя доводы кассационной жалобы относительно правильности определения принимаемой для расчета неустойки стоимости перевозки, судебная коллегия исходит из их противоречия правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03 августа 2021 года N 305-ЭС21-12441 и от 09 декабря 2021 года N 305-ЭС21-19456, об отсутствии оснований для включения в такой расчет сумм дополнительных затрат на перевозку."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2023 г. N Ф05-4097/23 по делу N А40-133162/2022