город Москва |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А40-163061/22-145-1247 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Алтес Механик": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 23 по г. Москве: Дунаева С.А. (дов. N 04 от 09.01.2023 г.);
рассмотрев 04 апреля 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Алтес Механик"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2022 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2023 г.
по делу N А40-163061/22-145-1247
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтес Механик"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по городу Москве
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях от 21 июля 2022 г. N 20-16/84П/2022, N 20-16/85П/2022, N 20-16/86П/2022,
УСТАНОВИЛ: Инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по городу Москве (далее - ИФНС России N 23 по г. Москве, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алтес Механик" (далее - ООО "Алтес Механик", общество, заявитель) проведена проверка соблюдения валютного законодательства, в ходе проведения которой был установлен факт выплаты заработной платы иностранным работникам - нерезидентам без использования банковского счета.
Так, ООО "Алтес Механик" по платежным ведомостям от 18 сентября 2020 г. N 00000039, от 10 ноября 2020 г. N 00000041, N 00000042, N 00000043, от 25 ноября 2020 г. N 00000046 произведена выдача из кассы общества заработной платы (наличными) в валюте Российской Федерации иностранным работникам - нерезидентам без использования банковского счета на сумму 140 134,90 руб., 354 102,27 руб., 531 891,56 руб., 57 359,68 руб., 2 979 512,00 руб. соответственно.
На основании полученных данных 19 июля 2022 г. ИФНС России N 23 по г. Москве в отношении ООО "Алтес Механик" составлены протоколы об административных правонарушениях N 772320220719008401, N 772320220719008501, N 772320220719008601.
Постановлениями ИФНС России N 23 по г. Москве от 21 июля 2022 г. по делам об административных правонарушениях N 20-16/84П/2022, N 20-16/85П/2022, N 20-16/86П/2022 ООО "Алтес Механик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105 100,00 руб., 707 515,00 руб., 2 234 634,00 руб.
Не согласившись с размером назначенного административного наказания, ООО "Алтес Механик" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 23 по г. Москве об изменении указанных постановлений в части назначения административного наказания в виде административного штрафа до половины минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2022 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление ИФНС России N 23 по г. Москве по делу об административных правонарушении от 21 июля 2022 г. N 20-16/84П/2022 о привлечении ООО "Алтес Механик" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, признано не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в сумме, превышающей 28 026,70 руб. Постановление ИФНС России N 23 по г. Москве по делу об административных правонарушении от 21 июля 2022 г. N 20-16/85П/2022 о привлечении ООО "Алтес Механик" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, признано не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в сумме, превышающей 188 670,70 руб. Постановление ИФНС России N 23 по г. Москве по делу об административных правонарушении от 21 июля 2022 г. N 20-16/86П/2022 о привлечении ООО "Алтес Механик" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, признано не подлежащим исполнению в части взыскания административного штрафа в сумме, превышающей 595 902,40 руб. В остальной части постановления оставлены без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Алтес Механик" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие оснований для изменения обжалуемых постановлений в части назначения административного наказания в виде административного штрафа до 14 013,00 руб. (по постановлению N 20-16/84П/2022), до 94 335,00 руб. (по постановлению N 20-16/85П/2022), до 297 951,00 руб. (по постановлению N 20-16/86П/2022) с учетом имущественного положения общества. Приведены также доводы о необходимости применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ со ссылкой на внесение изменений в КоАП РФ относительно правил порядка назначения административного наказания в виде административного штрафа за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 23 по г. Москве с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель ООО "Алтес Механик" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России N 23 по г. Москве, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) приобретение резидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа отнесены к валютным операциям.
Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации миную счета в уполномоченных банках.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Пунктами 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона о валютном регулировании, абзац 1 части 2 которой предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, при этом возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, без использования счетов, открытых в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена в перечень исключений не входит.
Предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
В силу статьи 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия, связанные с осуществлением незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Алтес Механик" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что ООО "Алтес Механик" как работодатель при перечислении заработной платы нерезиденту осуществляет валютную операцию, которая регулируется положениями валютного законодательства и не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в статье 12 Закона о валютном регулировании.
Вина ООО "Алтес Механик" в совершении административного правонарушения установлена.
При этом суды признали не подлежащим исполнению постановления ИФНС России N 23 по г. Москве по делам об административных правонарушениях N 20-16/84П/2022, N 20-16/85П/2022, N 20-16/86П/2022 о привлечении ООО "Алтес Механик" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в части административного штрафа, превышающего размер 28 026,70 руб., 188 670,70 руб., 595 902,40 руб. соответственно.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суд принял во внимание положения Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".
Оснований для снижения штрафа ниже минимального размера санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ суды не усмотрели.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Относительно довода общества о неприменении части 5 статьи 4.4 КоАП РФ суд кассационной инстанции отмечает, что ответственность лица в рассматриваемом случае зависит от суммы незаконной операции, в связи с чем вынесение нескольких постановлений о назначении административного наказания не нарушило права и законные интересы общества (не повлияло на размер штрафа).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2022 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2023 г. по делу N А40-163061/22-145-1247 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Алтес Механик" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Ю.С.Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.