город Москва |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А40-105231/22 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу истца - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 01 августа 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 24 октября 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-105231/22
по иску Департамента городского имущества города Москвы
о взыскании денежных средств
к ПАО "Россети Московский регион",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ПАО "Россети Московский регион" (далее - общество) о компенсации затрат на формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка в размере 46.285,71 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0009007:5131, площадью 31,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ясногорская, д. 5, стр. 2 (дата государственной регистрации права 22.06.2009, N 77-77-24/019/2009-377).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 258 кв.м, с кадастровым номером 77:06:0009007:5211, имеющее адресные ориентиры: г. Москва, ул. Ясногорская, вл. 5, стр. 2.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенными на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вместе с тем, как правомерно отметили суды, вещное и обязательственное право - это право на определенную вещь, обладающее конкретными характеристиками, позволяющими его идентифицировать как самостоятельный объект недвижимого имущества.
Действующая норма, определяющая характеристики объекта недвижимости, содержится в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Суды указали, что в данном случае характеристикой, позволяющей идентифицировать земельный участок как самостоятельный, созданный в гражданско-правовом обороте объект недвижимости (сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства), на который подлежат оформлению земельно-правовые отношения, является кадастровый номер.
Для оформления земельно-правовых отношений, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", собственник зданий строений сооружений обращается в департамент за оказанием государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
После выполнения предусмотренной законом процедуры полный пакет документов департаментом передается в Росреестр для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в целях присвоения земельному участку кадастрового номера.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, у владельца нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ясногорская, вл. 5, стр. 2, возникла обязанность по оформлению земельно-правовых отношений, однако департаментом в установленном порядке указанные действия не совершены.
Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП "О мерах по реализации мероприятий, направленных на обеспечение оформления земельных отношений в городе Москве" (далее - Постановление N 675-ПП) в целях последующего оформления земельно-правовых отношений департаменту предоставлены полномочия на проведение работ по образованию земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены жилые дома, многоквартирные дома, из земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, включая проведение кадастровых работ, а также обеспечивает постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет с установлением границ земельных участков на основании проектов межевания территорий.
Согласно пункту 1.2 Постановления N 675-ПП, департамент вправе осуществлять мероприятия, направленные на возмещение с собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на образованных земельных участках, затрат, понесенных при образовании указанных земельных участков.
Судами установлено, что вышеуказанный земельный участок сформирован с учетом границ смежных земельных участков и функциональным назначением объектов, расположенных на нем.
На проведение вышеуказанных работ ГБУ МосгорБТИ из бюджета города Москвы в рамках государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, утвержденных приказом департамента от 23.11.2016 N 862, затрачены денежные средства в сумме 46.285,71 руб.
Департамент направил в адрес общества письмо от 30.10.2020 N 33-6-274101/19-(5)-1 с предложением компенсации затрат на формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, которое оставлено обществом без удовлетворения.
Согласно Постановлению N 675-ПП, департамент осуществляет мероприятия, направленные на возмещение с собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на образованных земельных участках, затрат, понесенных при образовании указанных земельных участков.
Между тем, как обоснованно отметили суды, Постановление N 675-ПП не наделяет департамент правом производить указанные затраты без уведомления общества о необходимости несения таких затрат, что также подтверждается следующими правовыми нормами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ, собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенными на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как обоснованно заключили суды, осуществление департаментом за счет бюджетных средств действий, направленных на постановку земельного участка на кадастровый учет, не влечет приобретение или сбережение имущества обществом, поскольку не представляет для общества имущественный выгоды.
Вместе с тем, суды обоснованно указали, что обязанность нести расходы на содержание земельного участка возлагается на департамент.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статье 20 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", в собственности города Москвы находятся объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы. Таким образом, суды правомерно указали, что земельный участок является собственностью города Москвы.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Соответственно, суды правомерно отметили, что департамент, как собственник земельного участка, сформировал земельный участок, поставил его на кадастровый учет и сдал его в аренду, при этом департамент предоставляет земельный участок на возмездной основе и получает прибыль от сдачи земельного участка в аренду обществу.
Учитывая положения статей 6 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14 и 15 Федерального закона N 218-ФЗ, суды правомерно заключили, что обязанность по проведению работ, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, возлагается исключительно на собственника земельного участка и не предусматривает дальнейшее возмещение данных затрат лицами, которым данный земельный участок передан в аренду.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что все расходы на содержание земельного участка, в том числе на формирование и постановку его на кадастровый учет в целях сдачи в аренду, возлагаются на собственника земельного участка, а именно на департамент.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали департаменту в удовлетворении требований о компенсации затрат на формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2022 года по делу N А40-105231/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статье 20 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", в собственности города Москвы находятся объекты гражданских прав, в том числе земля и природные ресурсы в границах города Москвы. Таким образом, суды правомерно указали, что земельный участок является собственностью города Москвы.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Соответственно, суды правомерно отметили, что департамент, как собственник земельного участка, сформировал земельный участок, поставил его на кадастровый учет и сдал его в аренду, при этом департамент предоставляет земельный участок на возмездной основе и получает прибыль от сдачи земельного участка в аренду обществу.
Учитывая положения статей 6 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14 и 15 Федерального закона N 218-ФЗ, суды правомерно заключили, что обязанность по проведению работ, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, возлагается исключительно на собственника земельного участка и не предусматривает дальнейшее возмещение данных затрат лицами, которым данный земельный участок передан в аренду."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф05-423/23 по делу N А40-105231/2022