Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 июля 2006 г. N А35-9778/05-С18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; от ООО "Ф" - не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 23.03.2006 года по делу N А35-9778/05-С18, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ф" (далее - Общество, налоговый агент) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.08.05 г. N 12-12/102.
Инспекция требования налогового агента не признала и обратилась со встречным заявлением о взыскании с Общества налоговых санкций в сумме 74 368, 40 руб., начисленных на основании оспариваемого ненормативного акта.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.03.2006 года заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В удовлетворении требований Инспекции по встречному иску отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы налогового органа уже являлись предметом исследования суда первой инстанции, все они отражены в обжалуемом решении и им дана правильная юридическая оценка.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль организаций за период с 01.01.04 г. по 31.12.04 г., по результатам которой составлен акт от 22.07.05 г. N 12-12/104, где отражено, что в декабре 2003 г. ООО "Ф" приобрело у ООО "Ф "В" (Украина) акции ОАО "КАМ" в количестве 28584 штуки, стоимостью 65 руб. за одну акцию, общей стоимостью I 857 960 руб. (договор купли-продажи ценных бумаг от 09.12.03 г. N 1р). Оплата за акции произведена ООО "Ф" с расчетного счета платежными поручениями от 09.01.04 г. N 1 на сумму 400 000 руб., от 15.01.04 г. N 12 на сумму 350 000 руб., от 23.01.04 г. N 13 на сумму 350 000 руб., от 06.02.04 г. N 18 на сумму 330 000 руб., от 10.02.04 г. N 20 на сумму 427 960 руб.
По мнению налогового органа, Общество, являясь налоговым агентом, не удержало и не перечислило в бюджет налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, за 2004 год в сумме 371 592 руб. и не представило в установленный срок налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов, и удержанных налогов.
На основании указанного акта и материалов проверки налоговым органом принято решение от 12.08.05 г. N 12-12/102 о привлечении налогового агента к ответственности: по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление суммы налога на прибыль с доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянные представительства, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 74 318, 40 руб.; по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в виде штрафа в размере 50 руб. Одновременно указанным решением Обществу предложено перечислить налог на прибыль с доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянные представительства, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в сумме 371 592 руб. и 92 122 руб. пени.
Полагая, что рассматриваемый ненормативный акт Инспекции противоречит нормам законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования налогового агента, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций, согласно п. 3 ст. 247 НК РФ, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (п. п. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 287 и п. 1 ст. 310 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов в валюте выплаты дохода либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога (исключение составляют случаи выплаты доходов, оговоренные в пункте 2 ст. 310 Кодекса).
В силу ст. ст. 24, 289, 310 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью такой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В связи с тем, что НК РФ не содержит указаний на порядок проведения оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации, Письмами Минфина России от 15.11.04 г. N 03-08-05 и от 24.01.05 г. N 03-08-05 разъяснено, что правомерным будет являться осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в актинах российского акционерного общества, акции которого, реализуются, на основании балансовой стоимости активов данного акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
При этом в п. 2.1 разд. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.03 г. N БГ-3-23/150, указано на то, что налоговые органы Российской Федерации при проведении проверок соблюдения налоговыми агентами возложенных на них НК РФ обязанностей но правильному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов при реализации иностранными организациями акций российских организаций должны использовать сведения о недвижимом имуществе и транспортных средствах, поставленных на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Кроме того, вышеуказанными Письмами Минфина России рекомендовано также в качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского акционерного общества, использовать (в том числе и налоговым органам) справку от имени данного российского акционерного общества с расчетом доли недвижимого имущества в его активах, подписанную директором и главным бухгалтером, бухгалтерский баланс (форма N 1, утвержденная Приказом Минфина России от 22.07.03 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организации"), а также сведения, содержащиеся в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.04 г. N САЭ-3-21/224.
Как следует из материалов дела, в результате встречной налоговой проверки ОАО "КАМ" Инспекцией установлено, что недвижимое имущество ОАО "КАМ" полностью находится на территории Российской Федерации, при этом стоимость недвижимого имущества в составе активов организации составляет менее 50 процентов (стоимость активов ОАО "КАМ" по состоянию на 31.12.03 г. составила 336000000 руб., а стоимость недвижимого имущества -117 000 000 руб.). Указанное обстоятельство подтверждается бухгалтерским балансом ОАО "КАМ", справкой о доле недвижимого имущества в составе активов ОАО "КАМ" за подписью директора и главного бухгалтера ОАО "КАМ" и Инспекцией не оспаривается.
Анализ фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с требованиями вышеуказанных законодательных норм позволили суду сделать правильный вывод о том, что у Общества отсутствовала законная обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации - ООО "Ф "В" (Украина) за приобретенные акции ОАО "КАМ".
При отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога, российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации. Следовательно, как правильно указал суд в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае у Общества отсутствует обязанность но представлению в Инспекцию сведений, предусмотренных п. 4 ст. 310 НК РФ, в связи с чем привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ незаконно.
Довод кассационной жалобы о том, что представленные Обществом данные о расходах ООО "Ф "В" (Украина) по приобретению акций ОАО "КАМ" оформлены с нарушением п. 1 ст. 252 НК РФ (отсутствуют печати, даты и подписи должностных лиц), в связи с чем они не могут быть признаны расходами при определении налоговой базы (п. 4 ст. 309 НК РФ), не принимается во внимание, поскольку, как установлено выше, в рассматриваемом случае отсутствует объект налогообложения.
Таким образом, судом фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.03.2006 года по делу N А35-9778/05-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога, российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации. Следовательно, как правильно указал суд в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае у Общества отсутствует обязанность но представлению в Инспекцию сведений, предусмотренных п. 4 ст. 310 НК РФ, в связи с чем привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ незаконно.
Довод кассационной жалобы о том, что представленные Обществом данные о расходах ООО "Ф "В" (Украина) по приобретению акций ОАО "КАМ" оформлены с нарушением п. 1 ст. 252 НК РФ (отсутствуют печати, даты и подписи должностных лиц), в связи с чем они не могут быть признаны расходами при определении налоговой базы (п. 4 ст. 309 НК РФ), не принимается во внимание, поскольку, как установлено выше, в рассматриваемом случае отсутствует объект налогообложения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2006 г. N А35-9778/05-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании