Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 августа 2006 г. N А35-9977/05-С18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Курску на решение от 28.03.2006 Арбитражного суда Курской области и постановление от 23.05.2006 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-9977/05-С18, установил:
Инспекция ФНС России по городу Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "А" о взыскании 250 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.03.2006 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налогового органа ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как установлено судом, 24.03.2005 Обществом в адрес налогового органа направлены реестр сведений о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ за 2004 год, а также сведения о доходах физических лиц формы 2-НДФЛ (83 человека) за 2004 год на магнитном носителе.
Инспекцией 07.06.2005 в адрес Общества было направлено уведомление N 1838 о необходимости внесения исправления в представленные документы в отношении пяти человек в связи с ошибками в документах.
Общество представило 10.08.2005 в Инспекцию 5 откорректированных справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2004 год.
Протоколом N 01 от 10.08.2005 налоговым органом повторно приняты от Общества сведения о доходах физических лиц на магнитном носителе.
Решением налогового органа от 14.09.2005 N 4304, вынесенным по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки представленных документов, Общество было привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 250 руб. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок в налоговый орган справок о доходах физических лиц за 2004 год в количестве 5 штук.
Поскольку в добровольном порядке штраф уплачен не был, Инспекция обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял законные и обоснованные судебные акты по существу спора.
В силу п. 1 ст. 24, ст. 226 НК РФ Общество является налоговым агентом, на него возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков - физических лиц и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц.
Статьей 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом на них возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц, выплаченных в налоговом периоде, и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (ч. 2 ст. 230 НК РФ).
Таким образом, сведения о доходах физических лиц - форма 2-НДФЛ за 2004 год должны быть представлены не позднее 01.04.2005.
Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Формы отчетности на 2004 год, в том числе форма-2 НДФЛ - сведения о доходах физических лиц, утверждены Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583.
В соответствии со ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Обязанность налоговых агентов представлять документы для осуществления налогового контроля, предусмотренная п.п. 4 п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 230 НК РФ, корреспондирует с правом налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (п.п. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Кроме того, если в ходе налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок (абз. 3 ст. 88 НК РФ).
На основании изложенного, судом правомерно указано, что ответственность за непредставление документов наступает в том случае, если обязанное лицо не представило в установленный срок именно те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля.
Нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований или правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, в связи с чем повторное представление налоговым агентом сведений после устранения недостатков не может рассматриваться как представление сведений впервые и не в установленный срок.
Факт получения сведений о доходах физических лиц, направленных Обществом в пределах установленного НК РФ срока (т.е. до 01.04.2005 включительно), Инспекцией не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Таким образом, оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности за повторное представление сведений 10.08.2005 не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление отмене не подлежат.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 28.03.2006 Арбитражного суда Курской области и постановление от 23.05.2006 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А35-9977/05-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа.
По мнению налогового органа, налоговый агент совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ст.126 НК РФ, поскольку представил в налоговый орган сведения о доходах физических лиц с нарушением правил заполнения формы документа.
Как указал суд, признавая решение налогового органа недействительным, ответственность за непредставление документов наступает в том случае, если обязанное лицо не представило в установленный срок именно те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля.
Между тем, как было установлено судом, налоговый агент представил сведения о доходах физических лиц в пределах установленного срока.
Налоговый орган, проверяя представленные налоговым агентом сведения, выявил ошибки в заполнении документов, о чем известил налогового агента и потребовал представить документы по установленной форме.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода суда о том, что повторное представление налоговым агентом сведений после устранения недостатков не может рассматриваться как представление сведений впервые и не в установленный срок.
Поэтому суд указал, что нарушение налогоплательщиком или налоговым агентом требований или правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 августа 2006 г. N А35-9977/05-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании