город Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-87059/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Морозова Н.С., доверенность от 24.05.2023; Силиванов В.А., доверенность от 26.01.2021;
от заинтересованного лица: Васильева А.А., доверенность от 29.12.2021; Хайбуллин Р.Р., доверенность от 31.10.2022;
от третьего лица: Алиева Х.Н., доверенность от 22.12.2022; Кравец А.Г., доверенность от 22.12.2022;
рассмотрев 17-24 мая 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Госинспекции по недвижимости с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) на постановление от 15 декабря 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-87059/22
по заявлению ООО "АВАНГАРД"
об оспаривании действий
к Госинспекции по недвижимости,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВАНГАРД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости (далее - инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в составлении акта о подтверждении факта незаконного нецелевого использования земельного участка от 03.03.2022 N 9040520, а также акта от 03.03.2022 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Госинспекция по недвижимости обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 36, стр. 6, общей площадью 782,8 кв.м, с кадастровым номером 77:04:0003006:1116, этажностью 2 этажа, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 31.08.2020. Объект с текущей площадью поставлен на кадастровый учет с 25.05.2012, что следует из выписки из ЕГРН. Право собственности предыдущего собственника - ООО "Подъем плюс" зарегистрировано с 2014 года.
Согласно документам БТИ по состоянию на март 2019 года высотность здания составляла 9,5 кв.м. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003006:11, оформленном договором аренды от 01.12.2020 N М-04-055969 сроком до 29.10.2069 для эксплуатации зданий и сооружений производственно-складской базы под размещение и оборудование средств механизации.
Обществом получено уведомление инспекции от 08.04.2022 N МКМЦН-ИСХ-1630/22, согласно которому установлено незаконное (нецелевое) использование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 36, выразившееся в возведении надстройки, общей площадью 827,54 кв.м, и указано на необходимость обществу в срок до 20.04.2022 добровольно осуществить демонтаж незаконно возведенного объекта.
В рамках осуществления полномочий в соответствии с пунктом 3.3 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (далее - Положение N 819-ПП), инспекцией в 2022 году проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, 36, с кадастровым номером 77:04:0003006:11, площадью 17.127 кв.м, предоставленного обществу на основании договора аренды земельного участка от 01.12.2020 N М-04-055969.
По результатам обследования инспекцией составлен акт от 03.03.2022 N 9040520 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Так, в акте от 03.03.2022 N 9040520 инспекцией указано, что по сведениям Информационной системы Реестра единых объектов недвижимости города Москвы, (далее - ИС РЕОН) земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 36, с кадастровым номером 77:04:0003006:11, площадью 17.127 кв.м, предоставлен обществу на основании договора аренды земельного участка от 01.12.2020 N М-04-055969 для эксплуатации зданий и сооружений производственно-складской базы под размещение и обслуживание средств механизации сроком по 29.10.2069.
Также в акте указано, что согласно технической документации ГБУ МосгорБТИ от 2004 года, ранее на земельном участке располагалось здание с переменной этажностью 1-2 этажа, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 36, стр. 6, площадью 782,8 кв.м, 1960 года постройки.
Высота по помещениям: в одноэтажной части 1 этаж - h 3,9 м: в двухэтажной части 1 этаж - h 3,0 м, 2 этаж - h 3,0 м. Габариты здания 64,4 м x 12,6 м.
Здание поставлено на государственный кадастровый учет 25.05.2012 N 77:04:0003006:1116 (площадь 782,8 кв.м), оформлено право собственности, запись в ЕГРН от 31.08.2020 N 77:04:0003006:1116-77/051/2020-2, правообладатель - ООО "АВАНГАРД".
В соответствии с планом земельного участка по состоянию на 2008 год высота одноэтажной части здания составляла 3,8 м. Также в акте указано, что в период с 2021 года по 2022 год проведена реконструкция здания путем увеличения высотности здания.
В соответствии с фактическим обмером здания: высота здания - 15,2 м, габариты - 64,6 м x 12,5 м. Сведения об оформлении разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также предоставлении земельного участка под строительство отсутствуют.
В связи с изложенным инспекцией установлены признаки незаконного/ нецелевого использования земельного участка.
Общество считает указанные действия инспекции по составлению акта и сам акт незаконными и нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований в связи со следующим.
Суды указали, что из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что реконструкция и изменение характеристик здания произошли до приобретения спорного здания обществом, что следует из заключения специалиста N 0835/22, согласно которому строительные работы в нежилом здании производились в период до сентября 2017 года, а также иных доказательств, представленных в материалы дела.
В частности, судам представлена экспликация к поэтажному плану здания, составленная ГБУ МосгорБТИ, в котором указаны сведения о том, что высота здания составляет 955 см (дата обследования - 18.04.2019).
Таким образом, как указали суды, сведения БТИ содержат данные о высотности здания - 955 см на дату 18.04.2019, что противоречит выводам инспекции о том, что высота здания изменилась в период с 2021 года по 2022 год.
Судами отмечено, что здание обладает всеми признаками (характеристиками) объекта капитального строительства, перемещение которого без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
При этом суды указали, что привести здание в состояние до проведения работ по реконструкции путем демонтажа возведенных частей здания не представляется возможным по причине неразрывной связи надстроенной части с существующей несущей конструкцией здания.
Также суды установили, что в соответствии с экспликацией к поэтажному плану спорного здания от 2019 года, представленной в материалы дела, на странице 1 указана высота здания - 955 см или 9,5 м.
В примечании указана дата обследования, проведенная Первым территориальным управлением ГБУ МосгорБТИ - 18.04.2019, согласно которому подтверждена высотность здания равная 9,55 м. Общество приобрело объект в собственность на основании договора купли-продажи с ООО "Подъем плюс" от 23.07.2020, при этом площадь здания на дату приобретения составляла 782,8 кв.м и площадь пятна застройки здания не изменилась.
Суды пришли к выводу о том, что изложенные в спорном акте обстоятельства, в том числе относительно того, что именно обществом в период с 2021 по 2022 проведена реконструкция здания путем увеличения высотности здания, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судами установлено, что общество не проводило строительные работы и реконструкцию здания, описанные в акте инспекции как проведенные в период с 2021 года по 2022 год. Работы по реконструкции спорного здания произведены предыдущим собственником до сентября 2017 года, что следует из представленных для проведения исследования документов (заключения специалиста N 0835/22).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что действия инспекции, выразившиеся в составлении акта о подтверждении факта незаконного нецелевого использования земельного участка от 03.03.2022 N 9040520, а также акт от 03.03.2022 не основаны на требованиях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования в полном объеме.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положение N 819-ПП определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Разделом II приложения 1 к Положению N 819-ПП установлен Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
В силу пункта 3.3 приложения 1 к Положению N 819-ПП, в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Госинспекция по недвижимости в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:
Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 Положения N 819-ПП, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим право на использование земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в трехдневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.1 Положения N 819-ПП).
Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в трехдневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2 Положения N 819-ПП).
Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в трехдневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.3 Положения N 819-ПП).
Пунктом 4.1.1 Положения N 819-ПП установлено, что Госинспекция по недвижимости в пятнадцатидневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в тридцатидневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В случае наличия права пользования земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.
При этом судами установлено, что инспекцией 03.03.2022 составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9040520, которым зафиксированы результаты проведенного сотрудниками административного органа обследования на земельном участке в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, инспекция действовала в рамках предоставленных ей полномочий, с соблюдением приведенных выше норм законодательства Российской Федерации.
Возникновение же права собственности не является предметом обсуждения по данному делу. Эти вопросы подлежат разрешению в исковом производстве.
Кроме того, в Арбитражный суд города Москвы Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы подан иск к ООО "АВАНГАРД" о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, который принят к производству и по делу N А40-60039/23 назначено предварительное судебное заседание.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2022 года по делу N А40-87059/22 отменить, в удовлетворении заявления ООО "АВАНГАРД" отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в трехдневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (пункт 3.3.2 Положения N 819-ПП).
Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в трехдневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы (пункт 3.3.3 Положения N 819-ПП).
Пунктом 4.1.1 Положения N 819-ПП установлено, что Госинспекция по недвижимости в пятнадцатидневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в тридцатидневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2023 г. N Ф05-23249/22 по делу N А40-87059/2022
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23249/2022
15.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79744/2022
21.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87059/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23249/2022
04.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46461/2022