Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 октября 2006 г. N А35-3817/05-С18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом, от Учреждения - М.Н.А. - представителя (дов. N 49 от 12.10.06), от Комитета образования Курской области - Г.А.Е. - гл. бухгалтера (дов. N 4128 от 13.10.06), П.О.Н. - вед. специалиста (дов. N 1 от 12.10.06),
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение от 29.05.06 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3817/05-С18, установил:
Инспекция ФНС России по г. Курску (далее Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения "Центр технического творчества учащейся молодежи (в настоящее время в связи с реорганизацией - Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Областной центр детского технического творчества", далее по тексту - Учреждение, налоговый агент) налоговых санкций в сумме 81687 руб. в соответствии со ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.05.06 в удовлетворении требований налогового органа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Учреждения, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Государственного образовательного учреждения "Центр технического творчества учащейся молодежи" по вопросам правильности исчисления, полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.01 по 30.09.04, по результатам которой составлен акт от 11.01.05 N 14-13/05 и принято решение N 14-13/292 от 11.02.05 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 81687 руб.
Поскольку направленное в адрес Учреждения требование N 833 от 18.02.05 об уплате налоговых санкций в срок до 04.03.05 Учреждением не исполнено, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая обоснованными доводы Учреждения, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ являются: российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
На основании п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Нормы гл. 4 НК РФ допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 1 ст. 26 НК РФ).
Из п. 1 ст. 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями гл. 4 НК РФ вытекает, что налогоплательщик имеет право участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя.
Указанные положения распространяются также и на налоговых агентов.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. При этом руководители свою обязанность по организации учета могут выполнить, в том числе путем передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
В соответствии со ст. 123 НК РФ основанием для применения штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, то есть указанная статья предусматривает ответственность только за виновные действия налогового агента.
В силу п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Государственное образовательное учреждение "Центр технического творчества учащейся молодежи" учреждено Комитетом образования администрации Курской области с целью создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных творческих потребностей учащейся молодежи до 18 лет и оказания методической помощи учреждениям города и области. Деятельность Учреждения финансируется из бюджета Курской области на основании утвержденной сметы доходов и расходов.
Ведение бухгалтерского учета государственного учреждения в спорном периоде осуществлялось на основании договора от 01.01.00 о централизованном бухгалтерском обслуживании, заключенного Учреждением с Комитетом образования Курской области и переоформленного 01.01.03.
В соответствии с названным договором Комитет образования Курской области обязался осуществлять в централизованной бухгалтерии учреждений дополнительного образования при Комитете бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, которое включает с себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, включая открытие и ведение банковских счетов и операций по ним, участие в проведении инвентаризации материальных ценностей, сдачу необходимой налоговой, статистической и иной отчетности, консультации по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения, а также осуществления всех иных действий, предусмотренных действующей нормативно-правовой базой, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений.
Для исполнения указанных функций Государственным образовательным учреждением централизованной бухгалтерии при Комитете образования Курской области были выданы доверенности от 01.01.01, 01.01.02, 01.01.03, 01.01.04 на представление интересов в налоговых органах, оформлению платежных поручений, на перечисление денежных средств и других необходимых действий.
Из представленных Учреждением и Комитетом образования бухгалтерских документов следует, что централизованная бухгалтерия при Комитете образования Курской области в проверяемом периоде производила начисление и выдачу заработной платы работникам Учреждения в соответствии со сметой доходов и расходов Учреждения, исчисляла и удерживала НДФЛ, производила его перечисление в бюджет.
Доказательств иного налоговым органом не представлено.
С учетом указанных фактических обстоятельств дела в совокупности с требованиями вышеназванных законодательных норм суд пришел к правильному выводу об отсутствии вины Учреждения в совершении налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, поскольку НДФЛ исчислялся, удерживался и перечислялся централизованной бухгалтерией при Комитете образования Курской области.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемое решение, в кассационной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.05.06 по делу N А35-3817/05-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2006 г. N А35-3817/05-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании