Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 ноября 2006 г. N А35-1016/06-С15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогоплательщика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2006 г. по делу N А35-1016/06-С15, установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Э" (далее - Общество, налогоплательщик) налоговых санкций в размере 46857,80 руб., в том числе по ст. 123 НК РФ - 46807,80 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ - 50 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.06.2006 г. в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
Инспекция, не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и перечисления налога на прибыль за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., по результатам которой составлен акт N 12-12/103 от 20.07.2005 г. и принято решение N 12-12/101 от 12.08.2005 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 123 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 46807,80 руб. и 50 руб. соответственно.
На основании принятого решения, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование, которым предложено уплатить начисленные суммы штрафов.
Требования в установленный в нем срок Обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением.
Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности послужил вывод Инспекции о том, что, являясь налоговым агентом, он при перечислении ООО "В" (Украина) денежных средств за акции ОАО "К" не удержал и не перечислил в бюджет налог на прибыль с доходов иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, за 2004 год в сумме 234039 руб., а также не представил в установленный срок налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по сроку 28.03.2004 г.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций согласно п. 3 ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (п.п. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 287 и п. 1 ст. 310 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов в валюте выплаты дохода либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога (исключение составляют случаи выплаты доходов, оговоренные в п. 2 ст. 310 Кодекса).
В силу ст.ст. 24, 289, 310 НК РФ на налоговых агентов возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью такой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В связи с тем, что НК РФ не содержит указаний на порядок проведения оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, активах российской организации, письмами Минфина России от 15.11.2004 г. N 03-08-05 и от 24.01.2005 г. N 03-08-05 разъяснено, что правомерным будет являться осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского акционерного общества, акции которого реализуются, на основании балансовой стоимости активов данного акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
При этом в п. 1.2 разд. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 г. N БГ-3-23/150, указано на то, что налоговые органы Российской Федерации при проведении проверок соблюдения налоговыми агентами возложенных на них НК РФ обязанностей по правильному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов при реализации иностранными организациями акций российских организаций должны использовать сведения о недвижимом имуществе и транспортных средствах, поставленных на учет в налоговых органах в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Кроме того, вышеуказанными письмами Минфина России рекомендовано также в качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского акционерного общества, использовать (в том числе и налоговым органам) справку от имени, данного российского акционерного общества с расчетом доли недвижимого имущества в его активах, подписанную директором и главным бухгалтером, бухгалтерский баланс (форма N 1, утвержденная приказом Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организации"), а также сведения, содержащиеся в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом МНС России от 23.03.2004 г. N САЭ-3-21/224.
Как следует из материалов дела, Общество приобрело у ООО "В" (Украина) по договору купли-продажи ценных бумаг N 2р от 09.12.2003 г. акции ОАО "К" в количестве 18003 штук общей стоимостью 1170195 руб., оплата за которые произведена с расчетного счета платежными поручениями N 1 от 16.02.2004 г., NN 9, 10 от 25.02.2004 г., N 11 от 26.02.2004 г.
В результате встречной налоговой проверки ОАО "К" Инспекцией установлено, что недвижимое имущество ОАО "К" полностью (100 %) находится на территории Российской Федерации.
При этом, как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, стоимость недвижимого имущества в составе активов организации составляет 36,6 % процентов (стоимость недвижимого имущества ОАО "К" составила 119766000 руб., а стоимость активов ОАО "К" по состоянию на 31.12.2003 г. - 327414000 руб.). Указанное обстоятельство подтверждается бухгалтерским балансом ОАО "К", справкой о доле недвижимого имущества в составе активов ОАО "К" за подписью директора и главного бухгалтера ОАО "К".
Анализ фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с требованиями вышеуказанных законодательных норм позволили суду сделать правильный вывод о том, что у Общества отсутствовала законная обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной организации - ООО "В" (Украина) - за приобретенные акции ОАО "К".
При отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации. Следовательно, как правильно указал суд в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае у Общества отсутствует обязанность по представлению в Инспекцию сведений, предусмотренных п. 4 ст. 310 НК РФ, в связи, с чем привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ незаконно.
Довод кассационной жалобы о том, что представленные Обществом данные о расходах ООО "В" (Украина) по приобретению акций ОАО "К" оформлены с нарушением п. 1 ст. 252 НК РФ (отсутствуют печати, даты и подписи должностных лиц), в связи с чем они не могут быть признаны расходами при определении налоговой базы (п. 4 ст. 309 НК РФ), не принимается во внимание, поскольку, как установлено выше, в рассматриваемом случае отсутствует объект налогообложения.
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, то кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2006 г. по делу N А35-1016/06-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии обязанности по исчислению, удержанию у иностранной организации и перечислению в бюджет налога российская организация, являющаяся источником выплаты дохода, не имеет возможности представить в налоговый орган сведения о суммах удержанных за соответствующий период налогов ввиду отсутствия таковых и, следовательно, не может быть привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по представлению такой информации. Следовательно, как правильно указал суд в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае у Общества отсутствует обязанность по представлению в Инспекцию сведений, предусмотренных п. 4 ст. 310 НК РФ, в связи, с чем привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ незаконно.
Довод кассационной жалобы о том, что представленные Обществом данные о расходах ООО "В" (Украина) по приобретению акций ОАО "К" оформлены с нарушением п. 1 ст. 252 НК РФ (отсутствуют печати, даты и подписи должностных лиц), в связи с чем они не могут быть признаны расходами при определении налоговой базы (п. 4 ст. 309 НК РФ), не принимается во внимание, поскольку, как установлено выше, в рассматриваемом случае отсутствует объект налогообложения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2006 г. N А35-1016/06-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании