город Москва |
|
28 июня 2023 г. |
Дело N А41-43071/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1 ФМБА России": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур: не явились, извещены;
рассмотрев 22 июня 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1 ФМБА России" на решение Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2023 г. по делу N А41-43071/22
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур
о признании незаконным акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 07 апреля 2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - ТФ ОМС г. Байконур, Фонд) от 01 марта 2022 г. N 017 и от 04 марта 2022 г. N 019 проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 2021 год Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации (далее - ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1" ФМБА России, учреждение, заявитель).
В ходе проведения проверки установлен факт нецелевого использования медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 29 199 927,83 руб.
Указанные денежные средства были направлены на оплату расходов, не входящих в структуру тарифа на оплату медицинских услуг в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур на 2021 год.
По результатам проверки составлен акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 07 апреля 2022 г. (далее - акт проверки), согласно которому учреждению выставлено требование, в соответствии с которым учреждению необходимо в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требования перечислить на расчетный счет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 29 199 927,83 руб., а также штраф в размере 2 919 992,78 руб. и пени в общей сумме 667 898 руб.
Считая свои права нарушенными, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ТФ ОМС г. Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки от 07 апреля 2022 г. в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 29 199 927,83 руб., а также штрафа в размере 2 919 992,78 руб. (с учетом уточнения требований).
постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2023 г., заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным акт проверки ТФ ОМС г. Байконур от 07 апреля 2022 г. в части требования перечислить на расчетный счет Фонда средства, использованные не по целевому назначению в общем размере 288 687,88 руб., а также штрафа в размере 28 868,79 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие нецелевого использования средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу ТФ ОМС г. Байконур просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя ТФ ОМС г. Байконур поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Из пункта 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Согласно пункту 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. N 108н (далее - Правила ОМС), тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания акта проверки от 07 апреля 2022 г. незаконным в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в общем размере 288 687,68 руб., а также штрафа в размере 28 868,79 руб. (10% от суммы 288 687,88 руб.).
Судами сделаны выводы о том, что акт проверки подлежит признанию незаконным в части требования перечислить на расчетный счет Фонда средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА в размере 195 353,71 руб.; израсходованные на осуществление деятельности родильного отделения медицинской организации, в размере 36 386,73 руб.; на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, в размере 4 445,10 руб.; на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 815,84 руб.; на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 44 144,50 руб.; на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в размере 7 542 руб.
В указанной части судами дана подробная оценка использования средств обязательного медицинского страхования учреждением в общем размере 288 687,68 руб.
Относительно нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 4 574 061,43 руб. на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России учреждение указывает на то, что отнесло расходы по оплате дополнительных отпусков своих сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 1282 "О государственной поддержке и обеспечении космической деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 1282), а также на относимость территории космодрома Байконур и г. Ленинска (г. Байконур) к районам с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, что подтверждается Соглашением стран СНГ о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 1994 г. N 1122, на принятие общегородского территориального соглашения, согласно которому всем работникам муниципальных организаций предоставляются восемь календарных дней дополнительного отпуска за работу в зоне экологического кризиса и коллективный договор, действующий в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России.
Судами установлено, что Постановление N 1282 не регулирует вопросы установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам медицинских организаций города Байконур, постоянно проживающим и осуществляющим свою основную трудовую деятельность непосредственно по месту своего постоянного проживания - территории города Байконур и в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования города Байконур, которые ввиду указанных обстоятельств не являются командированными на космодром "Байконур" работниками для подготовки и проведения испытаний, доработки и эксплуатации космической техники, осуществления гарантийного (технического) надзора, выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ с целью обеспечения реализации космических программ.
Отклоняя доводы ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России со ссылкой на общегородское территориальное соглашение, заключенное между общественной организацией "Первичная профсоюзная организация комплекса "Байконур" общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников общего машиностроения" и руководителями государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Администрации города Байконур, в которых предоставление дополнительных дней отпуска финансируется за счет средств бюджета города Байконур, суды указали на то, что заявитель не находится в ведении Администрации города Байконур, а является медицинской организацией, непосредственно подведомственной федеральному органу исполнительной власти - ФМБА России, а предусмотренное в коллективном договоре условие о дополнительном отпуске своих сотрудников не может являться основанием для выплаты отпускных за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно акту проверки сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА составляет 4 574 061,43 руб.
При проведении совместной сверки сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России скорректирована и составляет 4 378 707,72 руб.
Таким образом, выводы о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату дней дополнительного отпуска сотрудников ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА в размере 195 353,71 руб. являются необоснованными.
При этом ссылки заявителя на протокол заседания Правления ТФОМС г. Байконур от 22 ноября 2022 г. и Постановление N 1122 отклонены судами, поскольку они не являются актом законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
По эпизоду нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 23 447 823,40 руб. при осуществлении ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России деятельности по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период, оказываемой в рамках специализированной медицинской помощи, в медицинской организации по профилю: "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерскому делу", "неонатологии" по адресу, не указанному в лицензии, заявитель ссылается на то, что само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Судами установлено, что ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в нарушение пункта 1 Закона N 326-ФЗ, требований пункта 121 Правил N 108н, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2021 г. N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, пунктов 24, 25 Главы III Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н, пунктов 8.1, 8.11, 14 договора от 18 января 2021 г. N 1 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным между ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА, страховой медицинской организацией в лице Байконурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и ТФОМС г. Байконур, возместила свои расходы, понесенные по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов и в послеродовый период, оказанной с нарушением лицензионных условий и требований при оказании медицинской помощи (данные лицензии не соответствуют фактическим адресам осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности) за счет средств ОМС, распределенных ей для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам из подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, на который не рассчитаны, и, следовательно, не включены в него объемы оказания медицинской помощи в родильном отделении, расположенном по адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, ввиду отсутствия по указанному адресу лицензии на оказание медицинской помощи по профилям: "акушерское дело", "неонатология".
Таким образом, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России не имела права оказывать услуги по профилю: "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерскому делу", "неонатологии" после изменения адреса места осуществления этой деятельности до переоформления лицензии, запрет на осуществление деятельности до переоформления лицензии установлен частью 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Отклоняя доводы ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России о том, что в проверяемый период при оказании медицинской помощи в родильном отделении медицинская организация первостепенно руководствовалась положением статьей 41 Конституции Российской Федерации ввиду отсутствия на территории города Байконур иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, суды указали на то, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для вывода об отсутствии нарушений правил, порядков, положений, договорных обязательств и правовых норм, установленных Федеральными законами Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти, приказами федеральных государственных органов, действующими в сфере обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
При этом судами принято во внимание, что до 10 февраля 2020 г. медицинская помощь женщинам в период родов и в послеродовый период оказывалась в родильном отделении, расположенном в лечебном корпусе больницы N 1 по адресу, указанному в лицензии: г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, что соответствует лицензионным требованиям, оплата оказываемой медицинской помощи производилась за счет средств ОМС.
По распоряжению руководителя медицинской организации от 28 января 2020 г. N 08-р родильное отделение из лечебного корпуса больницы N 1, расположенного по адресу: г. Байконур, ул. Жанкожа-Батыра, д. 2, было переведено в главный корпус больницы, расположенный по другому адресу: г. Байконур, ул. Авиационная, д. 11, в котором с 10 февраля 2020 г. без переоформления лицензии стала оказываться медицинская помощь по профилям "акушерское дело", "неонатология".
Таким образом, в проверяемом периоде медицинская деятельность в родильном отделении осуществлялась ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России с нарушением законодательства Российской Федерации, следовательно, факт деятельности учреждения, в ходе которой средства ОМС расходовались на содержание данного отделения и иные расходы, связанные с его функционированием, правомерно квалифицированы Фондом как факт нецелевого расходования средств ОМС.
Судами также принято во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2021 г. по делу N А41-50523/21, которым акт плановой комплексной проверки использования средств ОМС от 29 апреля 2021 г. в части нецелевого расходования в 2020 году средств ОМС на оказание медицинских услуг по профилю "неонатология" признан законным, факт расходования средств ОМС признан нецелевым.
Таким образом, акт проверки в части требования перечислить на расчетный счет ТФОМС средства нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, израсходованные на осуществление деятельности родильного отделения медицинской организации, в размере 36 386,73 руб. признан незаконным.
Что касается нецелевого использования средств ОМС на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования в размере 14 817 руб., то заявитель указывает на неверно произведенный Фондом расчет в оспариваемом акте.
Согласно акту проверки сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, составляет 14 817 руб.
По пояснениям ТФОМС г. Байконур при проведении совместной сверки сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, скорректирована и составляет 10 371,90 руб.
Таким образом, требование, изложенное в акте проверки относительно нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату услуг по проведению ПЦР тестирования для лиц, не застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, в размере 4 445,10 руб. является необоснованным.
По эпизодам нецелевого использования средств ОМС на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 12 800 руб., на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 663 333 руб., на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в сумме 113 333 руб. заявитель ссылается на часть 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что деятельность ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России в городе Байконур связана не только с оказанием бесплатных медицинских услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования, но и с осуществлением иной деятельности, не связанной с системой обязательного медицинского страхования, что подтверждается Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год, утвержденным заместителем руководителя медицинской организации, согласно которому доля средств ОМС в общем объеме финансирования медицинской организации в 2021 году составила - 37,77%, остальные средства, необходимые для финансирования деятельности медицинской организации, поступают из иных источников финансирования и составляют 62,23%.
В результате неверного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования заявителем в 2021 году за счет целевых средств ОМС произведена 100% оплата оспариваемых по данному эпизоду общехозяйственных расходов, которые следовало осуществлять также за счет средств от приносящей доход деятельности и средств федерального бюджета.
Из письменных пояснений Фонда следует, что при проведении совместной сверки сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" скорректирована и составляет 11 984,16 руб., на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" также скорректирована и составляет 619 188,50 руб., на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования составляет 105 791 руб.
На основании изложенного выводы относительно возврата средств нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 815,84 руб., на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 44 144,50 руб., на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в сумме 7 542 руб. признаны судами необоснованными.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суды исходили из того, что выводы обжалуемого акта проверки в части сумм нецелевого использования средств ОМС на приобретение специальной одежды и обуви в размере 366 060 руб., на обучение работников мерам пожарной безопасности в размере 7 700 руб. соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Судами установлено, что в соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, частей 1 и 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила), приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви для сторожей и охранников должно производиться за счет собственных средств работодателя, а не за счет целевых средств ОМС.
Относительно нецелевого использования средств ОМС на обучение работников мерам пожарной безопасности в размере 7 700 руб. судами указано на то, что необходимость получения работниками медицинской организации по окончании прохождения обучения пожарно-техническому минимуму знаний в области пожарной безопасности не связана с системой обязательного медицинского страхования, наличие либо отсутствие данного обучения у ответственных за пожарную безопасность работников медицинской организации не влияет на качество выполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур и не может затруднить бесплатное предоставление медицинской помощи застрахованным лицам.
Таким образом, ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России допустило нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на приобретение специальной одежды и обуви в размере 366 060 руб. и на обучение работников мерам пожарной безопасности в размере 7 700 руб.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2022 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2023 г. по делу N А41-43071/22 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУЗ "ЦМСЧ N 1 ФМБА России" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По эпизодам нецелевого использования средств ОМС на приобретение программного обеспечения "Налогоплательщик" в размере 12 800 руб., на оплату технической поддержки и обновление конфигурации комплекса программных продуктов на базе ПО "1С: Предприятие 8", "1С: Бухгалтерия гос. Учреждения" в размере 663 333 руб., на оплату услуг по проведению оценки соответствия 16-ти лифтов в форме технического освидетельствования в сумме 113 333 руб. заявитель ссылается на часть 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Судами установлено, что в соответствии с положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, частей 1 и 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила), приобретение и выдача специальной одежды, специальной обуви для сторожей и охранников должно производиться за счет собственных средств работодателя, а не за счет целевых средств ОМС."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2023 г. N Ф05-13531/23 по делу N А41-43071/2022