Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 ноября 2006 г. N А64-1415/06-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "Ц" Тамбовский филиал - П.О.И. - юрисконсульт (дов. от 09.06.2006 г. б/н действ, до 01.01.2007 г.), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Ц" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.05.2006 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2006 г. по делу N А64-1415/06-16 установил:
ОАО "Ц" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения от 22.02.2006 г. N 1-ЕМ и выданного на его основе предписания от 22.02.2006 г. N 1-ЕМ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Управление).
Решением суда от 06.05.2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2006 г. решение суда от 06.05.2006 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов арбитражного дела, решением Управления от 22.02.2006 г. N 1-ЕМ Тамбовскому филиалу ОАО "Ц" выдано предписание о прекращении нарушения статьи 8 ФЗ "О естественных монополиях", выразившееся в необоснованном требовании с Управления по обеспечению деятельности мировых судей (далее - Управление мировых судей) оплаты за предоставление доступа к услугам связи.
Основанием к этому послужили действия Общества по выставлению счетов-фактур Управлению мировых судей направлению в адрес последнего письма от 14.09.2005 г. N 312 с требованием об оплате услуг по предоставлению доступа к телефонной сети в сумме 212400 руб.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону ОАО "Ц" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Законом Тамбовской области "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области" полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей в Тамбовской области переданы Управлению судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Тамбовской области (далее - Управление судебного департамента) по соглашению с Администрацией Тамбовской области от 24.08.00 г. N 81.
Управлением судебного департамента были заключены договора с ОАО "Ц" в лице Тамбовского филиала на предоставление услуг электросвязи (телефонной связи) в отношении абонентских устройств (телефонов), используемых мировыми судьями.
Исполняя принятые на себя обязательства, Общество осуществило все необходимые работы по обеспечению доступа к телефонной линии мировых судей Тамбовской области.
Законом Тамбовской области от 30.03.05 г. N 314-3 "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О структуре исполнительных органов власти Тамбовской области" с 01.07.2005 г. создан новый орган исполнительной власти - Управление по обеспечению деятельности мировых судей Тамбовской области, к компетенции которого были отнесены вопросы хозяйственно-технического обслуживания деятельности мировых судей, поэтому ранее действовавшие договоры Общества с Управлением судебного департамента на оказание услуг электросвязи были расторгнуты и заключены новые с Управлением по обеспечению деятельности мировых судей. Договорные величины и обязательства остались неизменными и соответствовали содержащимся в ранее действовавших договорах о предоставлении услуг электросвязи. При этом услуги связи предоставлялись на те же телефонные номера, которые использовались мировыми судьями на основании договора с Управлением судебного департамента, а Общество не отрицает, что демонтаж ранее существовавших линий связи не производился, новые линии не прокладывались.
То есть после заключения договоров электросвязи с Управлением обеспечения деятельности мировых судей ОАО "Ц" осуществило лишь их переоформление и каких-либо иных работ не проводило.
В силу положений пункта 1 статьи 6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные правоотношения.
Поскольку отношения, связанные с предоставлением основных и дополнительных услуг телефонной связи юридическим лицам действующим законодательством не урегулированы, то к ним применимы Правила оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. N 1235) (далее - Правила).
Согласно подпункта 6 пункта 15 Правил переоформление договора об оказании услуг телефонной связи является услугой телефонной связи, оказываемой за отдельную плату.
Согласно п. 81 Правил оказания услуг телефонной связи в стоимость услуги по предоставлению доступа к телефонной сети входят стоимость работ по организации абонентской линии от телефонной станции к телефонной розетке в телефонизируемом помещении, работ по подключению абонентской линии к станционному оборудованию и подключению абонентского устройства к абонентской линии с учетом стоимости станционного и линейного оборудования.
Пунктом 4 "Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.10.01 г. N 715, предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения тарифов на услуги связи; достижения баланса интересов субъектов естественной монополии в области связи и потребителей их услуг; развития конкурентной среды на рынке услуг связи; создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи.
Согласно п. 13 Правил оказания услуг связи предоставление доступа к телефонной сети отнесено к основным услугам телефонной связи наряду с предоставлением услуг местного, междугороднего и международного телефонного соединения. Перечень работ, входящих в стоимость услуги по предоставлению доступа к телефонной сети, определен в указанном выше п. 81 Правил оказания услуг телефонной связи.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре оказания услуг. Статьей 54 Федерального закона "О связи" установлено, что оплата услуг связи производится после оказания таких услуг. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающих объем оказанных услуг, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что пользователем услуг связи должны быть оплачены только фактически оказанные ему услуги связи. Другими словами плата за предоставление доступа к телефонной сети может взиматься при фактическом выполнении действий, входящих в стоимость указанной услуги, в том числе по организации абонентской линии, ее подключению к станционному оборудованию, подключению абонентского устройства к абонентской линии.
Материалами дела подтверждено и не отрицается Обществом, что какие-либо работы, входящие в стоимость услуги по предоставлению доступа к телефонной сети согласно ст. 81 Правил, ОАО "Ц" не производились, а было осуществлено лишь переоформление договоров на предоставление услуг электросвязи на ранее установленные телефонные номера.
С учетом изложенного, обоснован вывод судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности требований ОАО "Ц" об оплате Управлением по обеспечению деятельности мировых судей Тамбовской области услуг по предоставлению доступа к телефонной сети в сумме 212400 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны реализовывать услуги, в отношении которых применяется регулирование, на не дискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Как видно из материалов арбитражного дела Решением правления МАП от 18.12.2002 г. N 21/11-6-Р ОАО "Ц" включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Вынося оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку Общество является субъектом естественной монополии в области связи, занимает доминирующее положение на данном рынке услуг, то неправомерное требование о передаче денежных средств за непредоставленную услугу является для Управления по обеспечению деятельности мировых судей Тамбовской области дискриминационным условием.
С учетом изложенного решение от 22.02.2006 г. N 1-ЕМ и предписание от 22.02.2006 г. N 1-ЕМ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области являются законными и обоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.05.2006 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2006 г. по делу N А64-1415/06-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Ц" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2006 г. N А64-1415/06-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании