Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 декабря 2006 г. N А54-4327/03-С2-С18
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2005 г. N А54-4327/03-С2 и от 30 августа 2004 г. N А54-4327/03-С2
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - ОАО "Р" - Ю.А.И. - представитель (дов. N 3 от 30.11.2006 по 30.11.2007); от ответчиков - Российская Федерация в лице Минфина РФ в лице представителя Управления Федерального казначейства по Рязанской области Субъект Российской Федерации в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области - Д.Е.В. - нач. отд. (дов. N 284 от 02.02.2006 по 31.12.2006); от третьих лиц - не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ и Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.09.2006 по делу N А54-4327/03-С2-С18, установил:
ОАО "Р", г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Управлению социальной защиты населения Рязанской области о взыскании убытков, возникших в связи с реализацией в период с 01.01.2000 по 30.06.2002 природного газа членам семей военнослужащих и сотрудников милиции, проживающих в г. Рязани, в том числе: по Закону РФ "О статусе военнослужащих" - 2 994 273,60 руб., по Закону РФ "О милиции" - 2 041 167,90 руб.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, субъект Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, муниципальное образование город Рязань в лице Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани, Министерство обороны РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Рязанский областной военный комиссариат, Управление внутренних дел Рязанской области, МУП "К", Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.02.2004 исковые требования удовлетворены частично. С казны Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу ОАО "Р" взысканы убытки в сумме 1 423 974,80 руб., возникшие в связи с предоставлением в период с 13.10.2000 по 30.06.2002 сотрудникам милиции и членам их семей льгот при оплате природного газа. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2004 решение суда первой инстанции от 12.02.2004 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2004 указанные судебные акты отменены в части отказа во взыскании 3 611 466,60 руб., дело в этой части направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела истец поддержал требование в части взыскания 3 611 466,60 руб. убытков, образовавшихся за период с 01.01.2000 по 30.06.2002 в связи с предоставлением льгот по оплате газа членам семей военнослужащих и сотрудников милиции.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2004 иск удовлетворен. Судом взысканы с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Рязанской области в пользу ОАО "Р" убытки в сумме 617 193,10 руб. За реализацию природного газа на льготных условиях. С казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области в пользу ОАО "Р" взысканы убытки в сумме 2 994 273,60 руб. Производство по делу в отношении муниципального образования г. Рязани прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 17.01.2005 решение суда первой инстанции от 23.11.2004 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2005 решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2004 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 17.01.2005 в части взыскания с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области 2 994 273,60 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2006 иск удовлетворен. С казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, действующего в лице представителя - Управления федерального казначейства по Рязанской области, в пользу ОАО "Р" взысканы убытки в размере 351 852,40 руб. С казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области в пользу ОАО "Р" взысканы убытки в сумме 2 642 421,20 руб.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 05.09.2006 решение суда от 23.06.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ в лице представителя Управления Федерального казначейства по Рязанской области просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.09.2006 отменить в части взыскания с казны Российской Федерации в пользу ОАО "Р" убытков в размере 351 852,40 руб. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе субъект Российской Федерации в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.09.2006 отменить в части взыскания с казны Рязанской области в пользу ОАО "Р" убытков в сумме 2 642 421,20 руб., дело в указанной части направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Представители Финансово-казначейского управления Рязанской области и третьих лиц в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Финансово-казначейского управления Рязанской области и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Рязанской области поддержал доводы соответствующей кассационной жалобы, а представитель ОАО "Р" просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения как обоснованные и соответствующие нормам материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение и постановление апелляционной инстанции подлежащими изменению последующим основаниям.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ОАО "Р" в период с 01.01.2000 по 30.06.2002 при взимании в соответствии с Законами РФ "О милиции" и "О статусе военнослужащих" платы за газ учитывало льготу в размере 50 %, предусмотренную для соответствующей категории граждан, проживающих на территории г. Рязани.
Ссылаясь на то, что средства, на указанные цели выделялись не в полном объеме, у ОАО "Р" возникли убытки в сумме 2 994 273,60 руб., что составляет разницу между установленными для населения тарифами и 50 % оплатой данного тарифа льготной категорией граждан, ОАО "Р" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая данный спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что понесенные истцом убытки от предоставления льгот подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина РФ, а также с субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод по существу обоснованным, соответствующим материалам дела и представленным доказательствам.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 %, в том числе коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива и его доставки, абонентской плате за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, производятся:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статью 15 и статью 23 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 790 от 12.07.1996, расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилого фонда, находящегося в федеральной собственности, возмещаются организациям в централизованном порядке за счет средств федерального бюджета на основании договоров, заключаемых между организациями, оказывающими указанные услуги, и уполномоченными органами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг военнослужащим и гражданам, проживающим в домах, не находящихся в федеральной собственности, возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов определяется субъектами Российской Федерации.
Судами установлено, что субъектом Российской Федерации - Рязанской областью такой порядок определен не был.
В этой связи суд правомерно указал на то, что бездействие органа государственной власти субъекта РФ, а также отсутствие у истца договорных отношений с ответчиком по возмещению льгот, предоставляемых при оплате природного газа в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих", не может являться основанием для возложения бремени финансирования понесенных затрат на коммерческую организацию - ОАО "Р".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и не отрицается ответчиками, ни в 2000 году, ни в 2001 году финансовых средств на реализацию федеральных полномочий в части компенсации указанных расходов в областной бюджет из федерального бюджета не поступало.
Статьей 57 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с приложением N 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", Рязанской области были выделены субсидии в размере 22 108 000 руб., которые в полном объеме поступили в бюджет Рязанской области и были распределены Управлением соцзащиты населения Рязанской области между предприятиями, оказывающими льготы, на основании заключенных договоров на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Данное обстоятельство было учтено судом при вынесении решения. Удовлетворяя исковые требования в сумме 351 852, 40 руб. За счет казны Российской Федерации и в сумме 2 642 421,10 руб. За счет казны субъекта Российской Федерации, суд исходил из того, что указанная сумма не была возмещена истцу за предоставление льгот военнослужащим, членам их семей и пенсионерам МО РФ, проживающим в г. Рязани, за период с 01.01.2000 по 30.06.2002.
При разграничении обязанностей по компенсации льгот между федеральным и областным бюджетами судом учитывались сведения, полученные по определению суда от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, о проживании льготной категории граждан в домах, находящихся в федеральной собственности, и в домах иной формы собственности.
Доказательств в опровержение выводов суда о категории жилого фонда ответчиками в суд не представлено.
Таким образом, судом бремя ответственности распределено в соответствии с требованиями действующего законодательства, за счет средств определенного бюджета.
Учитывая, что суммы компенсации в полном объеме истцу перечислены, не были, материальные потери ОАО "Р" правильно расценены судами первой и апелляционной инстанций как убытки, подлежащие возмещению ответчиками в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии оснований для возложения на Российскую Федерацию и субъект Российской Федерации обязанностей по возмещению истцу причиненного ущерба были предметом рассмотрения судов перовой и апелляционной инстанций и получили надлежащую и исчерпывающую оценку при правильном применении норм права.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания в качестве убытков суммы налога на добавленную стоимость, начисленной на сумму доходов истца.
В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из положений пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней, на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты изменить, исключив суммы НДС из состава убытков, и взыскать с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу ОАО "Р" убытки в размере 293 210,33 руб.; с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области взыскать в пользу истца убытки в размере 2 202 017,66 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287; частями 1, 3 статьи 288; статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.09.2006 по делу N А54-4327/03-С2-С18 изменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу ОАО "Р" убытки в размере 293 210,33 руб.
Взыскать с казны Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области в пользу ОАО "Р" убытки в размере 2 202 017,66 руб.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из положений пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней, на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2006 г. N А54-4327/03-С2-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании