город Москва |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А40-190388/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Порядин М.В., доверенность от 06.12.2021;
от заинтересованного лица: Какулия С.М., доверенность от 23.12.2022;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 04 июля 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "УК 24/7"
на решение от 12 декабря 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 марта 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-190388/22
по заявлению ООО "УК 24/7"
об оспаривании распоряжения
к Мосжилинспекции,
третье лицо: ООО "УК "НАДЕЖДА",
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК 24/7" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосжилинспекции (далее - инспекция) о признании незаконным распоряжения от 23.08.2022 N 12485-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и об обязании внести изменения в реестр лицензий города Москвы в части сведений об ООО "УК 24/7" как управляющей организации многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Москва, г. Московский, 3 микрорайон, д. 17 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "НАДЕЖДА".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "УК 24/7" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, г. Московский, 3-й микрорайон, д. 17, принято решение о выборе общества в качестве управляющей организации и заключении с ней договора управления N 02-1703-ДУ с 01.07.2022.
Решения приняты общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома и оформлены протоколом от 12.06.2022 N 1.
Общество 04.07.2022 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением договора управления многоквартирным домом от 12.06.2022 N 02-1703-ДУ.
Распоряжением от 23.08.2022 N 12485-РЛ инспекция отказала обществу во внесении изменений в реестр лицензий субъекта по мотиву того, что в реестре на момент рассмотрения заявления имеются сведения об осуществлении управления многоквартирным домом по указанному адресу ООО "УК "НАДЕЖДА", внесенных по более поздним основаниям, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 31.07.2022.
Общество, не согласившись с распоряжением инспекции, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением, ссылаясь на фальсификацию представленных в инспекцию документов, а именно: копий протокола от 28.05.2022 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31.07.2022, указывая на то, что собственниками многоквартирного дома принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК 24/7" для управления многоквартирным домом, в связи с чем заключен с вновь выбранной организацией договор управления от 12.06.2022 N 02-1703-ДУ с началом действия договора с 01.07.2022.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого акта действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества, осуществляющего лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами, а также правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1.3 статьи 161, частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр. В числе таких документов копия протокола и решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка N 938/пр, решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка N 938/пр.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право по заявлениям собственников помещений проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом (пункт 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно статье 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством, в том числе, очно-заочного голосования.
Согласно части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
На основании части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения составляют решения, которые принимаются более чем 50% голосов или не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собственников помещений многоквартирного дома является ничтожным в случае, если оно принято в отсутствие необходимого кворума.
Суды указали, что общество ссылалось на то, что основанием для управления многоквартирным домом ООО "УК 24/7" является договор управления от 12.06.2022 N 02-1703-ДУ, заключенный на основании решения собственников помещений, оформленного протоколом от 12.06.2022 N 1.
Суды установили, что в инспекции имеются решения собственников помещений в многоквартирном доме и протокол общего собрания собственников помещений от 31.07.2022 по вопросу выбора управляющей организации - ООО "УК "НАДЕЖДА".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией правомерно принято решение о том, что решения общего собрания, оформленные протоколом от 31.07.2022, имеют приоритет над решением общего собрания, оформленным протоколом от 12.06.2022 N 1.
Суды отметили, что общество указывало на то, что инспекцией не проводилась проверка общих собраний, которыми ООО "УК "НАДЕЖДА" выбиралось в качестве управляющей организации, со ссылками на то, что совет многоквартирного дома обращался в жилищную инспекцию с письмом о фальсификации протоколов общих собраний и договоров управления, представленных ООО "УК "НАДЕЖДА".
Вместе с тем, как правомерно указали суды, в компетенцию жилищной инспекции не входит возможность установления факта фальсификации представленных в инспекцию документов и принятия процессуальных решений.
При этом суды установили, что решение о выборе управляющей организацией ООО "УК "НАДЕЖДА", оформленное протоколом от 31.07.2022, недействительным в определенном законом порядке не признано.
В рамках дела N А40-141298/22 инспекцией предприняты действия, направленные на проверку достоверности представленных протоколов общих собраний.
Суды правомерно заключили, что поскольку на момент рассмотрения вопроса о внесении изменений в реестр лицензий сведений о факте фальсификации представленных протоколов не имелось, инспекцией в рамках действующего законодательства издано оспариваемое распоряжение и распоряжение от 27.07.2022 N 12308-РЛ о включении с 01.08.2022 в реестр лицензий города Москвы сведений о том, что ООО "УК "НАДЕЖДА" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домом, в том числе по адресу: г. Москва, г. Московский, 3 микрорайон, д. 17. Распоряжение от 27.07.2022 N 12308-РЛ в установленном порядке недействительным не признано.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2023 года по делу N А40-190388/22 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УК 24/7" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Ю.С. Петропавловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
...
В силу пункта 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собственников помещений многоквартирного дома является ничтожным в случае, если оно принято в отсутствие необходимого кворума."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2023 г. N Ф05-15244/23 по делу N А40-190388/2022
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15244/2023
16.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-85514/2023
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15244/2023
27.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3908/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-190388/2022