Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 января 2007 г. N А48-2634/06-18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ООО "Р" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла на решение от 31.07.06 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2634/06-18, установил:
Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Р" штрафных санкций в сумме 801 507 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.07.06 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла просит отменить названный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по Заводскому району г. Орла проведена камеральная налоговая проверка представленной 20.12.05 ООО "Р" налоговой декларации по НДС за февраль 2004 года при сроке представления 20.03.04.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 10.03.06 N 320 о привлечении ООО "Р" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 801 507 руб. 60 коп.
На основании указанного решения инспекцией ФНС России по Заводскому району г. Орла выставлено требование от 20.03.06 N 305 об уплате налоговой санкции, в соответствии с которым налогоплательщику было предложено уплатить штраф в срок до 30.03.06.
В связи с тем, что ООО "Р" в добровольном порядке требование налогового органа не исполнило, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафной санкции в указанной сумме.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований налогового органа, арбитражный суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дал им правильную оценку.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней но истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Согласно статье 163 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса РФ уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 6 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Из приведенных норм следует, что, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) в каком-либо месяце квартала превысила один миллион рублей, налоговым периодом для налогоплательщика признается месяц, следовательно, этот налогоплательщик должен представлять налоговые декларации по итогам каждого месяца, начиная с месяца, в котором произошло превышение суммы выручки.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ООО "Р" в установленные законодательством сроки была представлена в налоговый орган налоговая декларация за 1 квартал 2004 года.
Впоследствии ООО "Р" самостоятельно обнаружило, что ежемесячная сумма выручки от реализации товаров в течение квартала превысила 1 миллион рублей, в силу чего 20.12.05 представило налоговую декларацию за февраль 2004 года.
Таким образом, по данному делу спор возник из-за привлечения к ответственности за непредставление уточненной налоговой декларации.
Вместе с тем, Налоговым кодексом РФ не установлены сроки представления уточненных налоговых деклараций и не установлена ответственность за их непредставление.
Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.05 по делу N 2769/05.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что законодателем в статьях 163, 174 Налогового кодекса РФ прямо не раскрыт механизм, который бы доступно регламентировал порядок и сроки представления налоговых деклараций по НДС при возникновении в течение квартала оснований для смены налогового периода, в частности, не конкретизировано, каким образом организация должна вернуться к начислению НДС за предыдущий месяц, сколько деклараций и в какие сроки представить.
Между тем, в соответствии с пунктом 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, когда и в каком порядке он должен платить налоги и исполнять другие предусмотренные Кодексом обязанности.
Исходя из общих положений привлечения к налоговой ответственности, предусмотренных главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат лица, виновно совершившие противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие).
Таким образом, обязательным условием для привлечения лица к налоговой ответственности является наличие в его действиях признаков противоправности и вины.
Исходя из приведенного анализа указанных выше норм права и установленных обстоятельств дела, нет оснований считать, что в действиях ООО "Р" имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал налоговому органу в удовлетворении требований о взыскании с ООО "Р" штрафных санкций в сумме 801 507 руб. 60 коп.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 31.07.06 по делу N А48-2634/06-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2007 г. N А48-2634/06-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании