город Москва |
|
17 августа 2023 г. |
Дело N А40-271788/22-33-2210 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "РИИТА": Алиева С.Ю. (дов. N 1 от 01.06.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Даутовой А.Н. (дов. N ЕС-96 от 29.05.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МУП "Магазин "Центральный": Иваныша С.Ф. (дов. от 31.07.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Янтарный Айсберг": не явились, извещены;
от третьего лица Управления муниципального имущества Администрации городского округа Троицк в г. Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 10 августа 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "РИИТА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 марта 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 г.,
по делу N А40-271788/22-33-2210
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИИТА"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, муниципальному унитарному предприятию городского округа Троицк в городе Москве "Магазин "Центральный", обществу с ограниченной ответственностью "Янтарный Айсберг"
о признании незаконными решений,
третьи лица: Управление муниципального имущества Администрации городского округа Троицк в г. Москве; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ: 18 октября 2022 г. организатором торгов - муниципальным унитарным предприятием городского округа Троицк в городе Москве "Магазин "Центральный" (далее - МУП "Магазин "Магазин "Центральный", организатор торгов) на официальном сайте Единой электронной торговой площадки - www.roseltorg.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона N 22000168220000000001 (лот N 1) на право заключения договора аренды находящегося в муниципальной собственности объекта недвижимого имущества в целях организации и/или осуществления торговой деятельности.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11 октября 2022 г. N 111122/22000168220000000001-1 (далее - протокол) на участие в аукционе было подано две заявки от общества с ограниченной ответственностью "РИИТА" (далее - ООО "РИИТА", общество, заявитель) и от общества с ограниченной ответственностью "Янтарный Айсберг" (далее - ООО "Янтарный Айсберг").
В соответствии с пунктом 6.1 указанного протокола аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "РИИТА" в связи с тем, что в составе заявки общества была представлена копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не заверенная нотариально (в состав поданной заявки входит распечатанная на бумажном носителе выписка из ЕГРЮЛ, полученная в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью налогового органа, который является копией выписки, полученной в форме электронного документа, которая в соответствии с положением абзаца "б" подпункта 121 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила) должна быть заверена нотариально).
Указанным протоколом аукцион признан несостоявшимся и принято решение заключить договор аренды с единственным участником - ООО "Янтарный Айсберг" по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе.
Полагая действия и решение аукционной комиссии об отклонении заявки ООО "РИИТА" незаконными, общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) с жалобой на действия организатора торгов - МУП "Магазин "Центральный".
Жалоба общества принята к рассмотрению Московским УФАС России с присвоением делу номера 077/07/00-17146/2022 и процедура регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестре по Москве) приостановлена до рассмотрении жалобы по существу (письма от 16 ноября 2022 г. исх. N ЕИ/58000/22 и от 23 ноября 2022 г. N НП/59512/22).
По результатам рассмотрения указанной жалобы комиссией Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия) принято решение от 29 ноября 2022 г. по делу N 077/07/00-17146/2022, которым жалоба ООО "РИИТА" на действия организатора торгов при проведении аукциона признана необоснованной (пункт 1 решения); сняты ограничения, наложенные письмами Московского УФАС России от 16 ноября 2022 г. исх. N ЕИ/58000/22 и от 23 ноября 2022 г. N НП/59512/22.
Считая свои права нарушенными, ООО "РИИТА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России, МУП "Магазин "Центральный", ООО "Янтарный Айсберг" о признании незаконными решения Московского УФАС России от 29 ноября 2022 г. по делу N 077/07/00-17146/2022 и решения организатора торгов - МУП "Магазин "Центральный", оформленного протоколом от 11 октября 2022 г. N 111122/22000168220000000001-1 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе; об обязании МУП "Магазин "Центральный" провести процедуру рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды находящегося в муниципальной собственности объекта недвижимого имущества в целях организации и/или осуществления торговой деятельности (извещение о проведении аукциона N 22000168220000000001 (лот N 1) с учетом заявки, поданной ООО "РИИТА".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципального имущества Администрации городского округа Троицк в г. Москве и Управление Росреестра по Москве.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РИИТА" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на надлежащее предоставление в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ (исходящий номер ЮЭ9965-22-205762901 от 07 ноября 2022 г.), подписанной квалифицированной электронной подписью должностным лицом налогового органа.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "РИИТА" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Московского УФАС России и МУП "Магазин "Центральный" против ее удовлетворения возражали.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (часть 1). В порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления (часть 3).
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 названной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Указанный порядок определен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имущества, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
В подпунктах 1, 4 пункта 24 Правил определено, что заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкурса или аукциона в соответствии с пунктами 52 и 121 настоящих Правил, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. Протокол об отстранении заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе подлежит размещению на официальном сайте торгов, указанном в пункте 27 Правил, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений (пункт 26 Правил).
В соответствии с пунктом 70 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 названных Правил.
Пунктом 72 Правил установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Разделом XVIII Правил установлен порядок подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 120 Правил заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 121 Правил заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным решения Московского УФАС России от 29 ноября 2022 г. по делу N 077/07/00-17146/2022, суды пришли к выводу о законности принятого решения, поскольку требование о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки установлено документацией о проведении открытого аукциона и соответствует Правилам.
Отказывая в части требований общества о признании незаконным решения организатора торгов - МУП "Магазин "Центральный", оформленного протоколом от 11 октября 2022 г. N 111122/22000168220000000001-1 заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе, суды указали на то, что по результатам проведенного аукциона между МУП "Магазин "Магазин "Центральный" и ООО "Янтарный Айсберг" заключен договор, который согласно пояснениям сторон, полностью оплачен.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2023 г. по делу N А40-271788/22-33-2210 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "РИИТА" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 72 Правил установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Разделом XVIII Правил установлен порядок подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 120 Правил заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 121 Правил заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 августа 2023 г. N Ф05-19061/23 по делу N А40-271788/2022