город Москва |
|
30 августа 2023 г. |
Дело N А40-258848/22-146-1993 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУ ФНКЦ ФМБА России: Кашиной И.Н. (дов. N 1-230802 от 02.08.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МГФОМС: Копышкиной С.Л. (дов. N 14-01-45/20804 от 28.12.2022 г.);
рассмотрев 16-23 августа 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу МГФОМС
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 г.,
по делу N А40-258848/22-146-1993
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства"
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования
о признании недействительными акта проверки от 30 августа 2022 г. N 126/369 в части и сообщения от 15 сентября 2022 г. N 02-02-04/143384,
УСТАНОВИЛ: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, учреждение, заявитель) включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в г. Москве.
В период с 01 по 30 августа 2022 г. Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (далее - МГФОМС, Фонд) на основании приказа от 26 июля 2022 г. "О проведении проверок" проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
По итогам проведенной проверки Фондом составлен акт от 30 августа 2022 г. N 126/369 (далее - акт), согласно которому медицинской организации вменяется, в том числе нарушение положений части 7, статьи 35, пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункта 4.9 Постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2019 г. N 1822-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Постановление N 1822-ПП), выразившееся в использовании не по целевому назначению средств ОМС в размере 3 000 000 руб. (оплата аренды жилых помещений для проживания персонала медицинской организации, оказывающего помощь больным COVID-19, в целях их изоляции во внерабочее время).
В указанном акте также изложено требование о возврате ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в бюджет МГФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 3 000 000 руб., с уплатой штрафа в размере 10% от средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 300 000 руб.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте, заявитель в порядке, установленном пунктом 43 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 255н (далее - порядок N 255н), направил в Фонд письменные возражения от 05 сентября 2022 г. N 1815.
Письмом от 15 сентября 2022 г. N 02-02-04/14384 "О рассмотрении возражений на акт проверки" Фонд сообщил об отказе в пересмотре (изменении) выводов, отраженных в акте проверки, и подтвердил по ранее указанным основаниям необходимость возврата медицинской организацией денежных средств в бюджет Фонда.
Считая свои права нарушенными, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МГФОМС о признании недействительными акта проверки от 30 августа 2022 г. N 126/369 в части требования осуществить возврат в бюджет МГФОМС средств, использованных не по целевому назначению на сумму 3 000 000 руб. с уплатой штрафа 10%, что составляет 300 000 руб., и сообщение (письмо) МГФОМС от 15 сентября 2022 г. N 02-02-04/143384 о рассмотрении возражений на акт проверки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе МГФОМС просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что средства ОМС не могут быть использованы на расходы по найму нежилых помещений медицинским работникам.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБУ ФНКЦ ФМБА России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 августа 2023 г. был объявлен перерыв до 23 августа 2023 г.
В заседании кассационной инстанции представитель МГФОМС поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГБУ ФНКЦ ФМБА России против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что акт в оспариваемой части и решение не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку сумма 3 000 000 руб. не является нецелевым использованием средств ОМС.
При этом суды исходили из того, того заключенный между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (арендатор) и индивидуальным предпринимателем Аксеновым Анатолием Владимировичем (далее - ИП Аксенов А.В.) (арендодатель) договор краткосрочной аренды жилых помещений для проживания работников арендатора от 07 апреля 2020 г. N 20-04/06 был заключен в целях вынужденной необходимости, связанной с организацией и процессом оказания медицинской помощи, с учетом перепрофилирования стационара предприятия для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях по особому указанию с 06 апреля 2020 г. (приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 844-р "Об утверждении перечней медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом или с подозрением на коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях"), которое ранее не являлось инфекционной больницей (и не имело инфекционных отделений), требования к которым повышены и является лицензируемым видом деятельности.
Оплата по договору была произведена из средств ОМС в связи с тем, что это был единственный источник, за счет которого представлялась возможность исполнения пункта 14 Перечня поручений по итогам заседания Президиума координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 30 марта 2020 г. по обеспечению своевременной и качественной медицинской деятельности, связанной с потребностью круглосуточной работы персонала и недопущения распространения инфекции при оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции, а также необходимостью изоляции во внерабочее время медицинских работников, которых не представилось возможным разместить в стенах медицинского учреждения.
По итогам заседания Президиума координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 30 марта 2020 г. Министерству здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России было поручено проработать вопрос о возможной изоляции во внерабочее время медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, в условиях преимущественно медицинских организаций, а также при необходимости на базе гостиниц или иных объектов расселения в срок до 02 апреля 2020 г.
При этом ранее документов разъясняющих и/или поясняющих по данному вопросу в установленный (зафиксированный) срок отсутствовали, а Методические рекомендации и нормативные документы, касающиеся профилактики COVID-19, организации противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19, санитарно-эпидемиологические правила, порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (МР 3.1.0173-20. 3.1, МР 3.1.0170-20. 3.1, СП 3.1.3597-20, приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н (в редакции от 02 апреля 2020 г.), появились позднее.
Вместе с тем, в указанных документах отсутствовала информация о возможной изоляции во внерабочее время медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией.
Вопрос об организации изоляции во внерабочее время медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, в том числе на базе гостиниц или иных объектов расселения по состоянию на апрель 2020 отдельно нормативно не урегулирован, при этом пациенты с коронавирусной инфекцией в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России стали поступать сразу, с даты перепрофилирования (с 06 апреля 2022 г.), и медицинские сотрудники (персонал), непосредственно занятые для обеспечений круглосуточной работы стационара в условиях перепрофилирования, также были задействованы незамедлительно в указанный период (срок).
08 апреля 2020 г. между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и Департаментом здравоохранения города Москвы заключено Соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы ФГБУ ФНКЦ ФМБА России N 01-04-300/11 на цели, предусмотренные пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 06 апреля 2020 г. N 340-ПП "О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории г. Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" из расчета количества коек в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 844-р.
08 мая 2020 г. между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и Департаментом здравоохранения города Москвы заключено Дополнительное соглашение N 1 к соглашению о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета г. Москвы ФГБУ ФНКЦ ФМБА России от 08 апреля 2020 г. N 01-04-300/1, по условиям пункта 1.1 которого пункт 2.3. Соглашения дополнен абзацем в следующей редакции: оплату проживания медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам, в организациях, обеспечивающих временное размещение (временное проживание), и их доставку автомобильным транспортом к месту работы и обратно", вступившее в законную силу с 01 мая 2020 г. и определяет дополнительный источник финансирования.
Судами также указано на то, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). Однако опосредовано такие затраты должны быть связаны с обязательствами по оказанию медицинской помощи в системе ОМС.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Пунктом 1 части 2 статьи 20 указанного закона предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Типовая форма договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Типовая форма договора), действовавшая в спорный период, утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1355н.
Пунктом 5.10 Типовой формы договора установлено, что медицинская организация обязуется использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Правила обязательного медицинского страхования утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н (далее - Правила N 108н).
Пунктом 108 указанных Правил установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:
1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона об ОМС;
2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона об ОМС;
3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
Согласно подпункту 2 пункта 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
Подпунктом 2 пункта 203 Правил N 108н предусмотрено, что затраты на содержание объектов недвижимого имущества включают в себя затраты на аренду недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктами 4.9 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2019 г. N 1822-ПП (далее - Территориальные программы), структура тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Таким образом, структура тарифа на оплату медицинской помощи представляет собой исчерпывающий перечень целей, на которые медицинская организация может использовать средства ОМС.
Расходы на арендную плату за пользование имуществом прямо предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи, при этом расходы медицинской организации на арендную плату за недвижимое имущество могут быть понесены за счет средств ОМС только в том случае, если медицинская организация эксплуатирует арендуемое недвижимое имущество в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), то есть непосредственно оказывает в указанных помещениях медицинскую помощь пациентам.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 844-р об утверждении перечней медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом или с подозрением на коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России включено в перечень организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и частных медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции Covid-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию Covid-19 в стационарных условиях по особому указанию с 6 апреля 2020 г.
В то же время структура тарифа на оплату медицинской помощи, утвержденная Федеральным законом N 326-ФЗ, Правилами ОМС, Территориальной программой, не зависит от конкретных видов, форм, профилей оказания медицинской помощи. Перепрофилирование медицинской организации на оказание медицинской помощи, связанной в том числе с лечением какой-либо конкретной болезни, не влияет на структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не позволяет медицинской организации осуществлять за счет средств ОМС иные расходы, чем те, которые предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи.
Одной из гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств ОМС, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с определенной Федеральным законом N 326-ФЗ структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам ОМС. Средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 N 1648-0).
Изменения в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, позволяющие медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь, связанную с лечением Covid-19, использовать средства ОМС на обеспечение изоляции медицинских работников во внерабочее время, внесены не были, в связи с чем ФГБУ ФНКЦ ФМБА России была нарушена структура тарифа на оплату медицинской помощи, установленная Федеральным законом N 326-ФЗ, Правилами ОМС, Территориальной программой на 2020 год, и, следовательно, средства ОМС в размере 3 000 000 руб. были использованы медицинской организацией не по целевому назначению.
Вывод судов о том, что на ФГБУ ФНКЦ ФМБА России была возложена обязанность обеспечить изоляцию медицинских работников ошибочен, поскольку поручение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой короиавирусной инфекции на территории Российской Федерации" (пункт 14) (далее - поручение Правительства Российской Федерации) не устанавливает обязанность медицинской организации обеспечить изоляцию медицинских работников, а также не является нормативным правовым актом.
Пунктом 14 поручения Правительства Российской Федерации поручено Минздраву России, Минэкономразвития России и ФМБА России проработать вопрос о возможной изоляции во внерабочее время медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией, в условиях преимущественно медицинских организаций, а также при необходимости на базе гостиниц или иных объектов расселения.
На основании изложенного вывод судов о том, что договор краткосрочной аренды жилого помещения для проживания работников ФГБУ ФНКЦ ФМБА России от 07 апреля 2020 г. N 20-04/06 был заключен в целях вынужденной необходимости, связанной с организацией и процессом оказания медицинской помощи по направлению деятельности, является необоснованным, поскольку возможность ФГБУ ФНКЦ ФМБА России осуществить изоляцию медицинских работников во внерабочее время за счет средств ОМС не была установлена ни одним нормативным актом ни федерального, ни регионального, ни локального уровня.
При этом постановлением Правительства Москвы от 06 апреля 2020 г. N 340-ПП "О грантах медицинским организациям в связи с перепрофилированием коечного фонда для оказания на территории города Москвы медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию" (далее - постановление Правительства Москвы N 340-ПП) был определен источник финансирования мероприятий, связанных с оказанием перепрофилированными медицинскими организациями медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию в городе Москве, а именно: предоставление указанным медицинским организациям грантов из бюджета города Москвы.
Пунктом 2 указанного постановления определены цели, на которые предназначаются гранты, к которым в том числе отнесена оплата проживания медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, в организациях, обеспечивающих временное размещение (временное проживание) (пункт 2.5 постановления Правительства Москвы N 340-ПП).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Москвы N 340-ПП гранты перечисляются Департаментом здравоохранения города Москвы медицинским организациям на основании соглашений, заключаемых Департаментом здравоохранения города Москвы с медицинскими организациями, предусматривающих в том числе положения об обязательной проверке соблюдения целей предоставления грантов.
Во исполнение постановления Правительства Москвы N 340-ПП между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и Департаментом здравоохранения города Москвы заключено соглашение от 08 апреля 2020 г. N 01-04-300/11 о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" (далее - соглашение) (имеется в материалах дела).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения грант в форме субсидии из бюджета города Москвы предоставляется на цели, предусмотренные пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 340-ПП.
Пунктом 2.5 постановления Правительства Москвы N 340-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 07 мая 2020 г. N 517-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 06 апреля 2020 г. N 340-ПП и от 06 апреля 2020 г. N 343-ПП") гранты предназначаются на оплату проживания медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, в организациях, обеспечивающих временное размещение (временное проживание), и их доставку автомобильным транспортом к месту работы и обратно.
Указанное положение также отражено в пункте 1.1 дополнительного соглашения N 1 к соглашению, которое в соответствии с разделом 2 дополнительного соглашения N 1 к соглашению вступает в силу с 01 мая 2020 г.
Таким образом, с 01 мая 2020 г. для ФГБУ ФНКЦ ФМБА России был определен источник финансирования мероприятий по оплате проживания медицинских работников из средств бюджета города Москвы.
Использование средств ОМС на цели, прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации, образует состав правонарушения в виде нецелевого использования средств ОМС.
Медицинские организации не вправе самостоятельно изменять направления расходования средств ОМС и обязаны использовать поступающие денежные средства в точном соответствии с их целевым назначением.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05 июня 2020 г. N 385, на которое указывают суды, касается города Санкт-Петербург.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 г. по делу N А40-258848/22-146-1993 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение постановления Правительства Москвы N 340-ПП между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и Департаментом здравоохранения города Москвы заключено соглашение от 08 апреля 2020 г. N 01-04-300/11 о предоставлении гранта в форме субсидии из бюджета города Москвы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" (далее - соглашение) (имеется в материалах дела).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения грант в форме субсидии из бюджета города Москвы предоставляется на цели, предусмотренные пунктом 2 постановления Правительства Москвы N 340-ПП.
Пунктом 2.5 постановления Правительства Москвы N 340-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 07 мая 2020 г. N 517-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 06 апреля 2020 г. N 340-ПП и от 06 апреля 2020 г. N 343-ПП") гранты предназначаются на оплату проживания медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или подозрением на новую коронавирусную инфекцию, в организациях, обеспечивающих временное размещение (временное проживание), и их доставку автомобильным транспортом к месту работы и обратно."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2023 г. N Ф05-19707/23 по делу N А40-258848/2022