Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 апреля 2007 г. N А14-26197-2005/771/29
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - Военного комиссариата - Ш.А.В. - помощника военного комиссара по правовой работе (дов. N 3 от 07.12.2006 г.), Министерства обороны Российской Федерации - Ш.А.В. - помощника военного комиссара (дов. N 437 от 22.03.2006 г.); от ответчика - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата города Нововоронежа Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2006 года по делу N А14-26197-2005/771/29, установил:
Концерн "Р" в лице филиала "Н", г. Нововоронеж Воронежской области, обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Военному комиссариату г. Нововоронеж, Министерству обороны Российской Федерации, г. Москва, Администрации городского округа г. Нововоронеж и Главному финансовому управлению Воронежской области, г. Воронеж, о взыскании 25 477 руб. 97 коп. солидарно в возмещение расходов, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг по заявкам комиссариата в период осеннего призыва 2004 года (согласно уточненным требованиям).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2006 г. в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 г. решение Арбитражного суда Воронежской области отменено. С военного комиссариата г. Нововоронеж в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "РГ" в лице филиала "Н" взыскано 25 477 руб. 97 коп. в возмещение расходов, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг.
Не соглашаясь с постановлением арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 г., Военный комиссариат города Нововоронежа обратился в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта, как незаконного.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что суд не исследовал вопрос о привлечении субсидиарных должников в порядке предусмотренном ст. 120 п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации; судом неправильно применены нормы права, определяющие порядок и источники финансирования данных транспортных услуг.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обязанность органов местного самоуправления оплатить данный вид услуг возникает из следующих актов государственных органов и органов местного самоуправления: Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; Указа Президента Российской Федерации N 1372 от 15.10.1999 года "Об утверждении положения о военных комиссариатах"; постановления Администрации города Нововоронеж N 887 от 27.09.2004 года "О проведении осенью 2004 года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению".
Представитель Военного комиссариата г. Нововоронежа и Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители Концерна "Р", Администрации городского округа г. Нововоронеж и Главного финансового управления Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В силу ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Концерна "Р", Администрации городского округа г. Нововоронеж и Главного финансового управления Воронежской области.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата г. Нововоронежа и Министерства обороны Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, на основании заявок Военного комиссариата города Нововоронежа в период с 18.11.2004 г. по 06.12.2004 г., согласно путевым листам истцом были оказаны транспортные услуги по перевозке автомобилями марки ПАЗ-3205 и ГАЗ-2217 и предъявлены к оплате счета-фактуры N 70714 от 30.11.2004 г. на сумму 13 335 руб. 77 коп. и N 70725 от 10.12.2004 г. на сумму 12 142 руб. 20 коп., а всего на общую сумму 25 477 руб. 97 коп.
Претензия от 25.04.2005 исх. N 13/2610 о погашении задолженности в размере 25 477 руб. 97 коп. за оказанные транспортные услуги оставлена Военным комиссариатом г. Нововоронежа без удовлетворения.
Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязательств по оплате оказанных транспортных услуг, Концерн "Р" в лице филиала "Н" обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что не установлен порядок компенсации расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением транспорта для осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу, что свидетельствует об отсутствии обязанности возмещения таких расходов за счет средств федерального бюджета; иных источников возмещения расходов, понесенных в связи с исполнением Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", законодательством не установлено.
Отменяя решение, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что должником по обязательству и лицом, ответственным за возмещение убытков, причиненных его неисполнением, должен быть признан Военный комиссариат г. Нововоронеж, право на возмещение убытков основано на нормах гражданского законодательства и в отсутствие специальных нормативных актов должно обеспечивать его реализацию, вопрос о субсидиарной ответственности истцом не ставился.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного апелляционного суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено арбитражным апелляционным судом, в 2004 году Управлением по экономике и финансам администрации городского округа г. Нововоронеж военному комиссариату г. Нововоронеж было перечислено 37 000 руб. на транспортные расходы (ГСМ). В 2004 году в бюджете города были предусмотрены средства на различные нужды военного комиссариата, в том числе 37 000 руб. на ГСМ. Представитель военного комиссариата и Министерства обороны Российской Федерации согласился, что лимит денежных средств в сумме 37 000 руб. был запланирован на основании их заявки в конце года. Расходы в сумме 25 447 руб. являются сверхлимитными. Возмещение транспортных расходов сторонним организациям по установившемуся порядку осуществлялось через военный комиссариат. Объем предоставления транспортных услуг определялся военным комиссариатом, оказание услуг осуществлялось по его заявкам.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно п. 11 Положения о военных комиссариатах, военный комиссариат является юридическим лицом, поэтому может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Факт оказания транспортных услуг подтверждается материалами дела, наличие задолженности за оказанные транспортные услуги в сумме 25 477 руб. 97 коп. Военным комиссариатом не оспаривается.
В данном случае Военный комиссариат как основной должник не может быть освобожден от обязанности по оплате оказанных транспортных услуг.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны оплатить данный вид услуг, является необоснованным.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне"; Указом Президента Российской Федерации N 1372 от 15.10.1999 года "Об утверждении положения о военных комиссариатах" собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация.
Однако, требований в соответствии со ст.ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации к лицу, несущему субсидиарную ответственность, истец не заявлял.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционной суд обоснованно признал несостоятельным вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием нормы закона, регулирующей данные правоотношения, и правомерно взыскал задолженность за оказанные транспортные услуги с Военного комиссариата г. Нововоронеж.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2006 года по делу N А14-26197-2005/771/29 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2007 г. N А14-26197-2005/771/29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании