2 октября 2023 г. |
Дело N А40-264598/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Кольцовой Н.Н., Кочергиной Е.В.,
при участии в заседании:
от истца: Тимошенков А.Д., доверенность от 17.05.2021;
от ответчика: Кашина Л.А., доверенность от 22.12.2022;
от третьего лица: Кашина Л.А., доверенностьт от 19.07.2023;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу
по иску ООО "Промышленно-Инвестиционная компания производителей бронированных автомобилей"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на имущественную поддержку,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Промышленно-Инвестиционная компания производителей бронированных автомобилей" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, N 00-00336/98 от 13.07.1998 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год с 01.01.2021 г.; за 2022 год - в размере 5 000 руб. за 1 кв.м в год с 01.01.2022 г.; за 2023 - в размере 5 500 руб. за кв.м в год с 01.01.2023, обязать Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, N 00-00336/98 от 13.07.1998 исходя из ставки: - 4 750 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период с 01.01.2021 по 31.12.2021; - 5 000 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период с 01.01.2022 по 31.12.2022; - 5 500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период с 01.01.2023 по дату исполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены в части. Суд признал за истцом право на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 00-00336/98 от 13.07.1998 в размере 4 750 рублей за 1 кв.м арендуемой площади в год с 01.01.2021 по 31.12.2021; за 2022 год - в размере 5 000 руб. за 1 кв.м в год с 01.01.2022 по 31.12.2022, за 2023 - в размере 5 500 руб. за 1 кв. метр в год за период 1 квартал 2023. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы N 00-00336/98 от 13.07.1998, исходя из ставки: 4 750 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период с 01.01.2021 по 31.12.2021; 5 000 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период с 01.01.2022 по 31.12.2022; 5 500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год за период 1 квартал 2023 года. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в которой просят отменить обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы ответчик и третье лицо указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считают, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела.
Обсудив заявленные доводы, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами, между ООО Компанией "ПИК ПБА" и Департаментом городского имущества города Москвы заключен договор аренды N 00-00336/98 от 13.07.1998 недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, стр. 4Б., площадью 60,30 кв.м.
Согласно уведомлению Департамента N 33-6-749296/20-(0)-1 от 11.01.2021 с 2021 года для расчета арендной платы по договору учитывается рыночная ставка арендной платы - 12 412,13 руб. за 1 кв.м, итого 748 451,44 руб. в год.
Согласно уведомлению Департамента N 33-6-693257/21-(0)-1 от 16.12.2021 с 2022 года для расчета арендной платы по договору учитывается рыночная ставка арендной платы - 13 032,74 руб. за 1 кв. м., итого 785 874,22 руб. в год.
24.01.2022 между обществом и Департаментом заключено дополнительное соглашение к договору, которым продлен срок действия договора до 28.09.2026, а также устанавливается новая ставка арендной платы - 13 080,19 руб. за 1 кв.м, итого 788 725,45 руб. в год.
Согласно уведомлению Департамента от 19.05.2022 N 33-6-198071/22-(0)-1 о ставке арендной платы с 2022 г (взамен ранее направленного уведомления 33-6-693257/21-(0)-1) для расчета арендной платы по договору учитывается рыночная ставка арендной платы -13 734,20 руб. за 1 кв.м, итого 828 172,26 руб. в год.
Общество направило в Департамент претензию с требованием признать за ним право на льготную арендную ставку, произвести перерасчет арендной платы с учетом требований пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, и установить минимальную ставку арендной платы по договору за 2021 год - в размере 4 750 руб. за 1 кв. м. в год; за 2022 год - в размере 5 000 руб. за 1 кв. м. в год, а также вернуть излишне уплаченные арендные платежи.
Департамент письмом от 09.11.2022 N ДГИ-1-65166/22-1 отказал в перерасчете размера арендной платы.
Полагая отказ Департамента городского имущества города Москвы в предоставлении имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы незаконным, истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор по существу, руководствуясь положениями статей 11, 12, 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 15, 18 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007, Постановлением Правительства Москвы "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" от 25.12.2012 N 800-ПП, разъяснениями, изложенными в постановлении N 73 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" от 17.11.2011, установив, что истец является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; арендуемая площадь нежилого помещения неизменна и составляет 60,3 кв.м, помещение используется по целевому назначению в соответствии с условиями договора; договор аренды является действующим, задолженность по арендной плате отсутствует, суды пришли к выводу о том, что в соответствии с действующей редакцией п.1, п.1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ставка арендной платы для общества в период на 2021 должна составлять 4 750 руб. за кв.м в год, на 2022 год - 5000 руб. за кв.м в год, на 2023 - 5 500 руб. за кв.м в год, в связи с чем признали заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению.
При этом доводы Департамента городского имущества города Москвы о том, что льготная ставка в размере 4 750 руб. за кв.м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, с которыми не заключались договоры в порядке части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, с условием о рыночной ставке арендной платы, и которые пользуются объектами на основании договоров, действие которых возобновилось на неопределенный срок или срок действия, которых еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием пункта 1 Постановления N 800-ПП.
Согласно названному пункту критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Как разъяснено в пункте 20 постановления N 73 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" от 17.11.2011, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям заключенного сторонами договора аренды размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
Доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению) Департамент в материалы дела не представил.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что доказательств несоответствия истца критериям, указанным в Постановлении N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки, суду не представлено.
Доводы заявителей кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией, поскольку при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установил все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А40-264598/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку по условиям заключенного сторонами договора аренды размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
Доказательств, подтверждающих, что общество в спорный период не соответствовало критериям, установленным для применения льготной ставки (утратило статус субъекта малого предпринимательства, превысило лимит площади арендуемого объекта, нарушало условия договора аренды, использовало помещение не по назначению) Департамент в материалы дела не представил.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что доказательств несоответствия истца критериям, указанным в Постановлении N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки, суду не представлено."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2023 г. N Ф05-21377/23 по делу N А40-264598/2022