город Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А41-91484/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Анисимовой О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 12 октября 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Администрации Орехово-Зуевского городского округа на решение от 17 апреля 2023 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 13 июля 2023 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-91484/22
по заявлению ПАО "Россети Московский регион"
об оспаривании решения
к Администрации Орехово-Зуевского городского округа,
третьи лица: ООО "ТАВРИДА ЭЛЕКТРИК МСК", СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ", Мособлархитектура,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Орехово-Зуевского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения от 10.10.2022 N Р001-4109553134-63808450 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена", об обязании в 15-дневный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи обществу разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 203,97 кв.м, по заявлению N Р001-4109553134-63808450.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ТАВРИДА ЭЛЕКТРИК МСК", СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ" и Мособлархитектура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение от 10.10.2022 N Р001-4109553134-63808450 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена", на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ПАО "Россети Московский регион" в интересах филиала "Восточные электрические сети" N Р001-4109553134-63808450; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация Орехово-Зуевского городского округа обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
На основании заявки на осуществление технологического присоединения 09.02.2022 между обществом и СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N В8-22-302-43032(933932), в соответствии с которым общество обязалось осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ": комплекса объектов, существующих на земельном участке по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Орехово-Зуевский район, СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ", восточнее д. Смолево, кадастровый номер 50:24:0080113:1.
Неотъемлемой частью договора являются технические условия N И-22-00-933932/102/В8.
Согласно пункту 10.1 технических условий, мероприятиями, выполняемыми обществом за счет средств платы за технологическое присоединение и необходимыми для осуществления технологического присоединения, являются:
10.1.1. Строительство ВЛ-10 кВ, 1 шт., от опоры N 26 фид. "2/740" (инв. N 2040-3000021910) до вновь сооружаемой ТП. Протяженность ВЛ-0,1 км. При строительстве использовать воздушные линии на железобетонных опорах изолированным сталеалюминиевым проводом сечением 50 мм2.
10.1.2. Строительство ЛР (ПРВТ-10), 1 шт. Размещение ЛР (ПРВТ-10) выполнить вне границ земельного участка заявителя. Линейный разъединитель номинальным током до 100 А включительно.
10.1.3. Строительство трансформаторной подстанции киоскового типа КТП-10/0,4кВ, 1 шт. Установить 1 трансформатор мощностью 250 кВА. Марку, тип и размещение ТП определить на стадии проектирования. Предусмотреть возможность круглогодичного подъезда персонала к ТП.
10.1.4. Строительство ВЛ-0,4 кВ, 2 шт., от РУ-0,4 кВ вновь сооружаемой ТП-10/0,4 кВ (инв. N новый). Протяженность каждой ВЛ-0,03 км. При строительстве использовать воздушные линии на железобетонных опорах изолированным сталеалюминиевым проводом сечением 95 мм2.
10.1.5. Мероприятия, выполняемые обществом по установке комплекса оборудования, обеспечивающего возможность действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, в том числе, с прокладкой цепи СИП-4 по опоре - 10 м до устройств защиты энергопринимающих устройств, контролем величины максимальной мощности - автоматическим выключателем 1 шт. на ток 400 А, коммутационными аппаратами 1 шт.
10.1.6. Установка измерительного комплекса со средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трансформаторного включения класса точности не хуже 0,5S/1,0 с трансформаторами тока 600/5А класса точности 0,5S, поддерживающий многотарифный учет в целом за расчетный период, 1 шт. Точные параметры, место установки и конструктивное исполнение измерительного комплекса определить в соответствии с утвержденными обществом типовыми техническими решениями.
Во исполнение взятых на себя обязательств сетевая организация с ООО "Таврида Электрик МСК" (подрядчик) заключила договор строительного подряда от 25.05.2022 N 65-ТЭМ, согласно условиям которого подрядчик обязался осуществить работы по титулу: "Строительство КТП-250 10/0,4 кВ, ПРВТ-10 кВ, ВЛЗ-10 кВ от оп. 26 фид. п2/740" ПС N 740 "Анциферово", ВЛИ-0,38 кВ (2 шт.), МО, Орехово-Зуевский, СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ", восточнее д. Смолево, 50:24:0080113:1, включая:
- выполнение изыскательских работ, разработка и согласование со всеми заинтересованными организациями проектно-сметной документации;
- выполнение комплекса строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией.
В ходе исполнения договора возникла необходимость в размещении объектов электросетевого хозяйства (КТП, ВЛ ЮкВ и ВЛ 0,4 кВ) на земельном участке, собственность на который не разграничена.
Сетевая организация 20.09.2022 обратилась в администрацию за государственной услугой: "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена".
Заявление подано через портал государственных и муниципальных услуг Московской области и зарегистрировано за N Р001-4109553134-63808450.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией принято решение от 10.10.2022 N Р001-4109553134-60343079 об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылками на то, что в соответствии со сводной информацией Мособлархитектуры от 23.09.2022 N СИ-РГИС-7574674771 испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах мелиорируемых земель.
Считая указанный отказ администрации незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Так, из анализа норм статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения в указанной части требований общества.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации содержится указание на то, что размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, входят в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов").
На территории Московской области процедура и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута регламентирована Порядком и условиями размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 (далее - Порядок N 229/13).
Размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом (пункт 2 Порядка N 229/13).
Распоряжением Минмособлимущества от 29.06.2020 N 15ВР-880 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов на землях или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Административный регламент).
Пунктом 8 Порядка N 229/13, равно как и пунктом 13.2 Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, в том числе, если земельный участок (участки), указанный в заявлении, на котором планируется размещение объекта, предоставлен на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования третьим лицам либо находится в частной собственности, либо расположен в полосе отвода автомобильной дороги федерального, регионального или муниципального значения (пункт 13.2.7 Административного регламента).
При этом, как правомерно отметили суды, ни в пункте 8 Порядка N 229/13, ни в пункте 13.2 Административного регламента не содержится такого основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения как нахождение испрашиваемого земельного участка в границах мелиорируемых земель.
Ссылка администрации в решении об отказе в выдаче разрешения на основание, указанное в пункте 13.2.7 Административного регламента, правомерно признана судами несостоятельной.
Так, отношения в области мелиорации земель регулируются Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Федеральный закон N 4-ФЗ).
Федеральный закон N 4-ФЗ регулирует вещные права на мелиоративные системы.
Согласно статье 10 Федерального закона N 4-ФЗ, мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
При этом суды правомерно указали, что Федеральный закон N 4-ФЗ не регулирует вопросы использования земельных участков, отнесенных в установленном порядке к мелиорируемым землям, данный вопрос регулируется земельным законодательством.
В Земельном кодексе Российской Федерации не содержится норм, устанавливающих особый порядок использования земельных участков, отнесенных в установленном порядке к мелиорируемым землям.
Таким образом, суды, вопреки доводам администрации, правомерно заключили, что само по себе отнесение земельного участка к мелиорируемым землям не должно служить основанием для отказа в размещении линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На сетевую организацию возложена публичная обязанность исполнить договор, заключенный с СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ", а неправомерный отказ администрации в выдаче разрешения на размещение объекта, как обоснованно заключили суды, препятствует выполнению строительно-монтажных работ, необходимых для технологического присоединения СНТ "ЮЖНЫЙ-73 КМ", чем препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности заявителем, соответственно, нарушает его права и законные интересы.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований в указанной части.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2023 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 года по делу N А41-91484/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Орехово-Зуевского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.