Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 апреля 2007 г. N А09-5868/06-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "К" - К.С.И. - адвоката, пост. дов. от 21.06.2006 б/н; от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России N 2 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2006 по делу N А09-5868/06-22, установил:
Открытое акционерное общество "К" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения N 7185 от 04.07.2006 на взыскание с расчетного счета Общества 1 326 250 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2006 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшееся по делу решение, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы налогового органа были исследованы судом в полном объеме, все они отражены в принятом по делу судебном акте и им дана правильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя налогоплательщика, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой вынесено решение от 04.03.2003 N 39 и выставлено требование от 12.03.2003 N 1395.
Указанное требование в установленный в нем срок исполнено не было, в связи с чем, налоговый орган принял решение от 28.03.2003 N 2229 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщиках на счетах в банке и выставил инкассовое поручение от 28.03.2003 N 2931 на расчетный счет предприятия в Брянском филиале АКБ "Э".
Недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика в банке послужило основанием для вынесения Инспекцией решения от 18.06.2003 N 37, о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика в порядке ст. 47 НК РФ.
Вступившим в законную силу с 04.10.2004 решением Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2003 по делу N А09-5527/03-13 решение налогового органа от 18.06.2003 N 37 признано недействительным, в связи с чем возобновило свое действие решение Инспекции N 2229 и инкассовое поручение N 2931 от 28.03.2003.
Вместе с тем названное инкассовое поручение было возвращено налоговому органу без исполнения ввиду закрытия Обществом расчетного счета.
В связи с открытием налогоплательщиком расчетного счета в ОАО "И" Инспекцией было выставлено инкассовое поручение N 7185 от 04.07.2006 на взыскание пени по НДФЛ в размере 1 326 250 руб.
Полагая, что указанное инкассовое поручение выставлено с нарушением законодательства о налогах и сборах, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика в полном объеме, суд правомерно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ
В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 НК РФ установлено, что взыскание производится с учетом сумм, взыскиваемых в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, Налоговый кодекс определяет, что срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ, является общим и применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке.
Учитывая изложенное, инкассовые поручения должны направляться налоговым органом в банк в течение 60-ти дней с даты вынесения решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое инкассовое поручение выставлено Инспекцией на расчетный счет в ОАО "И" 04.07.2006 на основании решения от 28.03.2003 N 2229 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств в пределах сумм, включенных в требование от 12.03.2003 N 1395, в связи с возвратом Брянским филиалом АКБ "Э" в 2003 году ранее выставленного инкассового поручения, т.е. спустя более чем три года.
В тоже время, как обоснованно указал суд, законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как предоставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых.
Следовательно, повторное предъявление к расчетному счету Общества инкассовых поручений в отношении одной и той же задолженности осуществлено Инспекцией за пределами установленного ст. 46 НК РФ срока и направлено на его продление, что недопустимо и является основанием для признания незаконными таких действий налогового органа.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2006 по делу N А09-5868/06-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИ ФНС России N 2 по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 апреля 2007 г. N А09-5868/06-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании