город Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А40-270488/22 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 10 марта 2023 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23 мая 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-270488/22
по заявлению Управления Росреестра по Москве
о привлечении к административной ответственности
к арбитражному управляющему Демченко В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росреестра по Москве (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к арбитражному управляющему Демченко В.В. (далее - арбитражный управляющий) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола от 30.11.2022 N 4467722.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Управление, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, указало на наличие в его действиях события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, ввиду нарушения арбитражным управляющим пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии события вменяемого арбитражному управляющему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отказывая Управлению в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, суды правомерно руководствовались следующим.
Часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что привлечение к ответственности применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и тому подобное).
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении содержит в себе только ссылку на постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19 и содержание его резолютивной части.
При этом какие-либо сведения о самом правонарушении (например, какие именно сделки не оспорены, каким именно образом нарушены нормы законодательства о банкротстве и так далее) отсутствуют, то есть, как правомерно отметили суды, какого-либо четкого описания события выявленного правонарушения в протоколе не имеется, что не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Более того, суды указали, что время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Время совершения административного правонарушения также подлежит указанию в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, которым предусмотрено, что в данном акте должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Суды установили, что в протоколе об административном правонарушении от 30.11.2022 N 4467722, составленном Управлением и представленном в материалы дела, указано следующее: "_данное административное правонарушение совершено 03.10.2022, установить точное время совершения правонарушения не представляется возможным...".
Подобное указание времени совершения правонарушения, как правомерно отметили суды, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а также противоречит фактическим обстоятельствам дела и иным представленным Управлением доказательствам.
Суды указали, что Управление согласно заявлению просило привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, непосредственно в протоколе и заявлении Управление ссылалось на постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19, которым арбитражный управляющий, кроме прочего, отстранен от исполнения обязанностей ООО "РПХ-Строй".
В то же время, согласно абзацу первому пункта 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Суды отметили, что в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19 указано, что его резолютивная часть объявлена 26.09.2022.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Демченко В.В. не являлся арбитражным управляющим ООО "РПХ-Строй" с 26.09.2022, а значит каких-либо нарушений обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), 03.10.2022 в рамках конкурсного производства указанного должника совершить не мог.
С учетом изложенного суды правомерно заключили, что допущенные Управлением по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, в связи с чем влекут отказ в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года по делу N А40-270488/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что протокол об административном правонарушении содержит в себе только ссылку на постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19 и содержание его резолютивной части.
При этом какие-либо сведения о самом правонарушении (например, какие именно сделки не оспорены, каким именно образом нарушены нормы законодательства о банкротстве и так далее) отсутствуют, то есть, как правомерно отметили суды, какого-либо четкого описания события выявленного правонарушения в протоколе не имеется, что не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Более того, суды указали, что время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Время совершения административного правонарушения также подлежит указанию в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, которым предусмотрено, что в данном акте должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
...
Подобное указание времени совершения правонарушения, как правомерно отметили суды, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а также противоречит фактическим обстоятельствам дела и иным представленным Управлением доказательствам.
Суды указали, что Управление согласно заявлению просило привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, непосредственно в протоколе и заявлении Управление ссылалось на постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19, которым арбитражный управляющий, кроме прочего, отстранен от исполнения обязанностей ООО "РПХ-Строй".
...
Суды отметили, что в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2022 по делу N А40-36087/19 указано, что его резолютивная часть объявлена 26.09.2022."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2023 г. N Ф05-23759/23 по делу N А40-270488/2022