г. Москва |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А40-13347/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 30.10.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Плевако И.А. (представителя по доверенности от 30.11.2022),
от Федеральной антимонопольной службы - Шарпатых Р.О. (представителя по доверенности от 21.11.2022),
от индивидуального предпринимателя Мирасовой Розы Ирековны - извещена, не явилась, представителя не направила,
рассмотрев 24.10.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 03.04.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 23.06.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-13347/2023
в части
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании решения, предписания,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Мирасова Роза Ирековна,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - служба) от 17.11.2022 N 223-ФЗ-453/22.
В качестве третьего лица в деле участвует индивидуальный предприниматель Мирасова Роза Ирековна (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023, заявление удовлетворено частично, признаны незаконными пункты 3, 4 решения и предписание в части, касающейся указанных пунктов, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе служба просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие обстоятельствам выводов судов.
В судебном заседании представитель службы поддержал доводы кассационной жалобы, пояснил, что служба не согласна с судебными актами по делу в части, в которой оспариваемые акты службы были признаны незаконными (недействительными), а также с выводом судов, касающегося пункта 2 решения.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Предприниматель, извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
В приобщении к материалам дела отзыва общества на кассационную жалобу службы отказано ввиду несоблюдения при подаче данного отзыва требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление предпринимателю.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как установили арбитражные суды, в службу поступила жалоба предпринимателя от 08.11.2022 N 1 на действия общества (заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание комплекса услуг по химической чистке и стирке мягкого съемного инвентаря электропоездов "Ласточка" (извещение N 1753/ОКЭ-ЦДМВ/22).
По результатам рассмотрения жалобы решением службы от 17.11.2022 N 223-ФЗ-453/22 в действиях общества установлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Обществу выдано предписание от 17.11.2022 об устранении допущенных нарушений.
Не согласившись, общество оспорило решение и предписание в судебном порядке в части выявленных нарушений.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, признавая необоснованным вывод службы, изложенный в оспариваемом решении (пункт 3), о том, что в документации заказчиком неправомерно установлено положение, в соответствии с которым заказчик вправе признать конкурс несостоявшимся после окончания срока подачи заявок, в том числе в случае поступления одной заявки на участие в закупке исходили из того, что само по себе признание конкурса несостоявшимся без заключения договора с единственным участником (допущенным к участию в аукционе и не признанным победителем) в отсутствие запрещающих норм, нельзя признать не соответствующим установленным целям законодательства о закупках. Противоположное же не обеспечивает эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Суды приняли во внимание, что заказчик при проведении закупок исходит из необходимости достижения цели проведения закупки конкурентным способом в целях эффективного расходования денежных средств. В настоящем случае, с учетом допуска лишь одной заявки, одна из основных целей законодательства о закупках, а именно: экономия денежных средств в результате конкурентной борьбы участников закупки обществом не была достигнута.
Суды указали, что признавая конкурс несостоявшимся без заключения договора с единственным лицом, заявка которого была допущена к участию в аукционе, общество с учетом норм Закона о закупках, аукционной документации вправе было повторно провести закупочную процедуру с целью расширения круга участников, повышения конкуренции и достижения эффекта экономии своих денежных средств, либо отказаться от ее повторного проведения в случае утраты необходимости в соответствующих товарах.
Ссылка службы на положения части 15 статьи 3.2 Закона о закупках отклонена, поскольку эти нормы регламентируют сроки заключения договора по результатам закупки, но не предусматривают обязанность по заключения договора по несостоявшейся процедуре.
Исходя из положений статей 1, 8, пункта 1 статьи 421, пункта 4 статьи 445, статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 3 части 2 статьи 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках, суды с учетом установленных по делу обстоятельств и норм Положения о закупке пришли к выводу о том, что названное нарушение необоснованно вменено обществу.
Признавая незаконным вывод, изложенный в оспариваемом решении (пункт 4), о том, что заказчиком в проекте договора неправомерно установлено положение, в соответствии с которым уступка прав и/или обязанностей по договору, заключаемому по результатам проведения конкурса, осуществляется с письменного согласия заказчика, суды исходили из того, что данная обязанность не налагает ограничений на участников закупки, не является вмешательством в хозяйственную деятельность контрагента, а относится к порядку исполнения договора, что не запрещено законодательством.
Суды отметили, что общество проверяет на соответствие своим требованиям непосредственно конкретного исполнителя, в том числе в части возможности оказания им услуг в установленные сроки и надлежащим образом. Привлечение же третьих лиц к оказанию услуг без согласования с заказчиком приведет к тому, что услуги сможет оказывать фактически любое лицо, нанятое победителем закупки и не соответствующее требованиям заказчика, установленным в конкурсной документации. Данное требование обязаны соблюдать не участники закупки, а победитель конкурса, с которым заключается договор. Включение подобного условия в договор не противоречит статьям 313, 706 ГК РФ.
При этом суды приняли во внимание Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11017/10 по делу N А06-6611/2009.
Вопреки доводам кассационной жалобы службы, данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм права с учетом таких обстоятельств.
Что касается довода кассационной жалобы о необоснованности вывода судов, касающегося пункта 2 оспариваемого решения, то данный довод службы признается состоятельным. Заказчик неправомерно установил в документации положение, в соответствии с которым вправе осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки. Закон о закупках не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания срока подачи заявок. При этом, как отмечает служба, Закон о закупках не обязывает участников предоставлять дополнительные сведения по письменному требованию заказчиков, поскольку заявка подается на основании положений документации о закупке и в случае несоответствия заявки установленным требованиям у заказчика возникает обязанность отказать такому участнику в допуске на участие в закупке. Дозапрос информации и документов, не представленных в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок. При указанных положениях закупочной документации комиссия заказчика исключительному по своему субъективному решению в отсутствие определенных и конкретных критериев может решать, заявки каких участников требуют разъяснений или уточнений, и именно им направлять запросы с требованием представления сведений, объяснений. В связи с этим служба правомерно в пункте 2 оспариваемого решения пришла к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Между тем оснований для отмены обжалуемых судебных актов в этой части не имеется с учетом того, что судом первой инстанции этот пункт оспариваемого решения службы (равно как и оспариваемое предписание в этой части) не признан незаконным, решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения постановлением апелляционного суда.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А40-13347/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается довода кассационной жалобы о необоснованности вывода судов, касающегося пункта 2 оспариваемого решения, то данный довод службы признается состоятельным. Заказчик неправомерно установил в документации положение, в соответствии с которым вправе осуществлять дополнительный запрос информации и документов у участников закупки. Закон о закупках не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания срока подачи заявок. При этом, как отмечает служба, Закон о закупках не обязывает участников предоставлять дополнительные сведения по письменному требованию заказчиков, поскольку заявка подается на основании положений документации о закупке и в случае несоответствия заявки установленным требованиям у заказчика возникает обязанность отказать такому участнику в допуске на участие в закупке. Дозапрос информации и документов, не представленных в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок. При указанных положениях закупочной документации комиссия заказчика исключительному по своему субъективному решению в отсутствие определенных и конкретных критериев может решать, заявки каких участников требуют разъяснений или уточнений, и именно им направлять запросы с требованием представления сведений, объяснений. В связи с этим служба правомерно в пункте 2 оспариваемого решения пришла к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2023 г. N Ф05-23155/23 по делу N А40-13347/2023