Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 мая 2007 г. N А14-185/07/7/11
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу МУП "В" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 по делу N А14-185/07/7/11, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "В" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 25.12.2006 по делу N 150.04-19.8.
Решением суда от 24.01.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управлением в адрес Предприятия направлен запрос о предоставлении в срок до 15.12.2006 определенной информации и документов, в ходе рассмотрения которых Управление пришло к выводу о нарушении Обществом п. 4 ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, 19.12.2006 вынесен протокол об административном правонарушении N 150.04-19.8.
Постановлением от 25.12.2006 Предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100000 руб.
Считая постановление незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются действия по созданию коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приказом от 30.05.2006 N 01-17/14-р Предприятие включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35%.
23.10.2006 между МУП "В" и ООО Инвестиционная строительная фирма "В" заключен договор о создании ОАО "С". Из п. 5.4 договора и приложения N 1 к нему следует, что уставный капитал создаваемого общества оплачивается Предприятием имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении на сумму 710411510 руб. Созданная организация зарегистрирована 10.11.2006.
Предприятие не отрицает тот факт, что ходатайство им не направлялось и не было получено предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление действий по созданию коммерческой организации.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Довод Предприятия о том, что Федеральный закон "О защите конкуренции" не содержит сведений в какой именно срок и в каком порядке заявитель должен был обратиться в антимонопольный орган с соответствующим ходатайством, правомерно отклонен судом первой инстанции.
МУП "В" при осуществлении действий по созданию ОАО "С" в нарушение требований ФЗ "О защите конкуренции" (п.п. 4 п. 1 ст. 27) не представило ходатайство, тем самым, лишив возможности Управление своевременно осуществить надзор и контроль за экономической концентрацией на таких товарных рынках как: услуги по реализации (продаже) электрической энергии и услуги по передаче этой энергии.
При этом, объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ, является установленный порядок управления, обеспечивающий надлежащее функционирование антимонопольного органа, как государственного органа, осуществляющего деятельность по надзору и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Объективная сторона ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ выражается в непредставлении соответствующего ходатайства в соответствии с антимонопольным законодательством, а равно нарушение установленных этим законодательством порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений).
Статьей 27 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен предварительный порядок контроля за совершаемыми действиями, в том числе, и за созданием коммерческой организации.
Закрепление в законе правила о получении предварительного согласия означает, что такое согласие должно быть получено до совершения действия по государственной регистрации в качестве юридического лица вновь создаваемой организации.
Часть 1 статьи 19.8 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением является не только нарушение правил предоставления соответствующих ходатайств, но и сам факт непредставления таких ходатайств, что и было допущено в рассматриваемом случае со стороны Предприятия.
Ссылка заявителя на то, что документы на государственную регистрацию ОАО "С" были сданы 25.10.2006, а так как в соответствии со ст. 54 Федерального закона "О защите конкуренции" данный документ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (27.07.2006), то на момент совершения вменяемых Предприятию действий отсутствовала норма права, которую применило Управление, обоснованно отклонена судом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В связи с тем, что на момент вступления в силу Федерального закона "О конкуренции" ОАО "С" не была зарегистрирована в качестве юридического лица, у Предприятия возникла обязанность исполнить требования указанного федерального закона, вне зависимости от даты подачи документов на регистрацию.
Кроме того, одним из правовых оснований возникновения у Предприятия обязанности по направлению в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление действий по созданию коммерческой организации является факт нахождения данного хозяйствующего субъекта в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (приказ Управления от 30.05.2006 N 01-17/14-р). Указанный реестр утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 N 154 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).
Кассационная коллегия находит несостоятельным довод заявителя о том, что его действия по созданию ОАО "С" были совершены в целях выполнения требований Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ).
Указанным законом не предусмотрено совершение таких действий как создание коммерческих организаций при разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике. Предусмотренная Законом N 36-ФЗ обязанность по разделению запрещенных к совмещению видов деятельности, одновременно не исключает обязанности хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр, по получению предварительного согласия антимонопольного органа на совершение действий по созданию коммерческой организации.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно пришел к выводу об отказе Предприятию в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 25.12.2005 по делу N 150.04-19.8.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 по делу N А14-185/07/7/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальное унитарное предприятие не согласилось с тем, что ему было отказано в признании незаконным постановления антимонопольного органа, на основании которого оно привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8 КоАП РФ. Кассационная инстанция, оставляя оспариваемое решение суда без изменения, указала следующее.
Как следует из материалов дела, предприятие было включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов. Им с инвестиционной фирмой был заключен договор о создании ОАО, уставный капитал которого оплачивался предприятием имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, на сумму более 700 миллионов рублей. При этом само предприятие не отрицало тот факт, что им не было получено предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление действий по созданию указанной коммерческой организации, как того требует Федеральный закон "О защите конкуренции". Вместе с тем довод предприятия о том, что указанный Закон не содержит сведений, в какой именно срок и в каком порядке заявитель должен был обратиться в антимонопольный орган с соответствующим ходатайством, не может быть принят во внимание. Это объясняется тем, что ст. 27 Закона предусмотрен предварительный порядок контроля за совершаемыми действиями, в том числе и за созданием коммерческой организации. Поэтому закрепление в Законе правила о получении предварительного согласия означает, что такое согласие должно быть получено до совершения действия по государственной регистрации в качестве юридического лица вновь создаваемой организации. Кроме того, была отклонена и ссылка заявителя на то, что документы на государственную регистрацию ОАО были поданы до вступления в силу Закона о защите конкуренции, т.е., по мнению предприятия, на момент совершения вменяемого правонарушения отсутствовала норма права, которую применил антимонопольный орган. Суд федерального округа пояснил, что поскольку на момент вступления в силу Федерального закона ОАО не было зарегистрировано в качестве юридического лица, у предприятия возникла обязанность исполнить требования указанного Закона вне зависимости от даты подачи документов на регистрацию.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 мая 2007 г. N А14-185/07/7/11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании