г. Москва |
|
22 ноября 2023 г. |
Дело N А40-299323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2023.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2023.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
заявителя по делу - Вельдера Андрея Эдуардовича (паспорт),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - Шуйцевой Е.А. (представителя по доверенности от 19.10.2023),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве - Ваньковой Н.А. (представителя по доверенности от 12.07.2023),
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Коньковой М.В. (представителя по доверенности от 10.07.2023),
от общества с ограниченной ответственностью "Ашан" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Агроаспект" - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Атак" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 15.11.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
на решение от 20.04.2023
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26.06.2023
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-299323/2022
по заявлениям Вельдера Андрея Эдуардовича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
об оспаривании определений, решений,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ашан", общество с ограниченной ответственностью "Агроаспект", общество с ограниченной ответственностью "Атак",
УСТАНОВИЛ:
Вельдер Андрей Эдуардович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлениями о признании незаконным определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.11.2022 и решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее также - Роспотребнадзор, служба) от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на указанное определение, определения Управления Роспотребнадзора по городу Москве об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.11.2022 и решения Роспотребнадзора от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на указанное определение, определения, оформленного письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области) об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.12.2022 N 50-00-11/30-65777-2022, решения Роспотребнадзора от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на указанное определение.
В качестве третьих лиц в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Ашан" (далее - ООО "Ашан"), общество с ограниченной ответственностью "Агроаспект" (далее - ООО "Агроаспект"), общество с ограниченной ответственностью "Атак" (далее - ООО "Атак").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе служба просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Вельдер А.Э. возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В отзывах Управление Роспотребнадзора по г. Москве и Управление Роспотребнадзора по Московской области поддержали кассационную жалобу.
В судебном заседании представители Роспотребнадзора, Управления Роспотребнадзора по г. Москве, Управления Роспотребнадзора по Московской области поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.
Вельдер А.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как указали арбитражные суды, Вельдер А.Э. 30.10.2022 обратился с жалобой на ООО "Агроаспект" в Управление Роспотребнадзора по г. Москве со ссылкой на состав административного правонарушения в действиях ООО "Агроаспект".
Вельдер А.Э. 30.11.2022 получено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Вельдер А.Э. обратился в Роспотребнадзор с жалобой на это определение.
Роспотребнадзором 23.12.2022 вынесено решение N 09-21930-2022-40.
Вельдер А.Э. 25.10.2022 обратился с жалобой на ООО "Агроаспект" в Управление Роспотребнадзора по г. Москве, указав на состав административного правонарушения в действиях ООО "Агроаспект".
Вельдер А.Э. 22.11.2022 получено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Вельдер А.Э. обратился в Роспотребнадзор с жалобой на это определение.
Роспотребнадзором 23.12.2022 вынесено решение N 09-21930-2022-40.
Вельдер А.Э. 08.12.2022 заявитель обратился с жалобой на ООО "Ашан", ООО "Атак" в Управление Роспотребнадзора по Московской области, указав составы административного правонарушения в действиях ООО "Ашан", ООО "Атак".
Вельдер А.Э. 12.12.2022 получено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Вельдер А.Э. обратился в Роспотребнадзор с жалобой на это определение. Роспотребнадзором 23.12.2022 вынесено решение N 09-21930-2022-40.
Суды указали, что, как следует из названных обращений, Вельдер А.Э. сообщал о фактах представления недостоверной информации ООО "Агроаспект", ООО "Атак", ООО "Ашан" об оказываемых услугах, а также об отказе от исполнения оплаченной услуги, сославшись на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), и просил провести проверку действий перечисленных обществ на предмет правонарушений, предусмотренных статьями 14.5, 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, Управлением Роспотребнадзора по Московской области, Вельдер А.Э. обратился в арбитражный суд.
Решением от 20.04.2023 Арбитражный суд города Москвы признал незаконными и отменил:
- определение Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.11.2022 и решение Роспотребнадзора от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на это определение;
- определение Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 30.11.2022 и решение Роспотребнадзора от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на данное определение;
- определение от 12.12.2022, оформленное письмом Управления Роспотребнадзора по городу Московской области, об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 50-00-11/30-65777-2022, решение Роспотребнадзора от 23.12.2022 N 09-21930-2022-40 в части отказа в удовлетворении жалобы на это определение.
и обязал Управления Роспотребнадзора по г. Москве и Московской области повторно рассмотреть заявление гражданина Вельдера А.Э. с учетом выводов судебного акта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Как следует из судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее также - Закон N 248-ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий и у перечисленных административных органов имелись объективная возможность и обязанность провести проверку по обращениям Вельдера А.Э. и принять мотивированное решение.
Отклоняя доводы административных органов, суды также сослались на пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
Ранее применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении не было связано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Между тем в последующем был принят Федеральный закон от 14.07.2022 N 290-ФЗ, которым применение положений КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении было увязано с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ в статью 28.1 КоАП РФ была включена часть 3.1 (дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса), части 3.2-3.4 и изменена редакция примечания к статье 28.1 к КоАП РФ (изложена в следующем виде: положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В данном случае, как следует из судебных актов, речь идет о заявлениях физического лица, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, то есть о пункте 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12..2008 N 294-ФЗ, Закона N 248-ФЗ.
Реализуя данные полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым в пункте 3 (с учетом последующих изменений) установило, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по указанным в пункте 3 основаниям.
С началом применения положений статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ (25.07.2022) должны учитываться особенности возбуждения дела об административных правонарушений, установленные данным Законом, что не учтено судами.
Соответственно, в тех случаях, когда в силу норм статьи 28.1 КоАП РФ не может быть возбуждено дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса, Роспотребнадзор и территориальные органы Роспотребнадзора 2022-2023 гг. (с учетом ранее принятого Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) в соответствующих случаях не имели и не имеют законных оснований для возбуждения дела об административных правонарушениях.
При этом, вопреки мнению судов по настоящему делу, пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ, предусматривающий норму о том, что для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, не мог трактоваться как исключающий применение положений статьи 28.1 КоАП РФ в новой редакции. При этом в рассматриваемом случае идет речь именно о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с этими положениями КоАП РФ.
Ссылка Вельдера А.Э. на изменение судебной практики суда округа является ошибочной, поскольку ранее рассматриваемые дела касались периода до начала действия положений статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ.
В данном случае, как следует из судебных актов, оспариваемые акты и обращения гражданина касаются периода после 25.07.2022.
Также учитывается подход, при котором определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, проверяется на предмет соответствия его закону исходя из его содержания. Однако при признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, содержащего ошибочное, неверное обоснование, либо определения немотивированного, в случаях, подпадающих под упомянутый "мораторий" и под действие приведенных положений статьи 28.1 КоАП РФ в новой редакции, не имеется оснований для указания на обязанность административного органа возбудить дело об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае судами не установлено содержание оспариваемых по делу определений, решений, писем.
По заявленным доводам, два из оспариваемых актов (определения Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях), содержат указанное обоснование со ссылкой на положения 28.1 КоАП РФ в совокупности с Законом N 248-ФЗ, Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336. Оспариваемый акт Управления Роспотребнадзора по Московской области, по заявленным доводам, представляет собой письмо и не является отказом в возбуждении дела об АП, ни по форме, ни по содержанию.
Также по заявленным доводам, оспариваемые решения Роспотребнадзора имеют отсылочный характер. При проверке соответствующих писем также необходимо учесть их содержание, а также форму.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 по делу N А40-299323/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Вельдера А.Э. на изменение судебной практики суда округа является ошибочной, поскольку ранее рассматриваемые дела касались периода до начала действия положений статьи 28.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ.
В данном случае, как следует из судебных актов, оспариваемые акты и обращения гражданина касаются периода после 25.07.2022.
Также учитывается подход, при котором определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, проверяется на предмет соответствия его закону исходя из его содержания. Однако при признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, содержащего ошибочное, неверное обоснование, либо определения немотивированного, в случаях, подпадающих под упомянутый "мораторий" и под действие приведенных положений статьи 28.1 КоАП РФ в новой редакции, не имеется оснований для указания на обязанность административного органа возбудить дело об административном правонарушении.
...
По заявленным доводам, два из оспариваемых актов (определения Управления Роспотребнадзора по г. Москве об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях), содержат указанное обоснование со ссылкой на положения 28.1 КоАП РФ в совокупности с Законом N 248-ФЗ, Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336. Оспариваемый акт Управления Роспотребнадзора по Московской области, по заявленным доводам, представляет собой письмо и не является отказом в возбуждении дела об АП, ни по форме, ни по содержанию."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2023 г. N Ф05-24307/23 по делу N А40-299323/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24307/2023
08.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25657/2024
13.03.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-299323/2022
22.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24307/2023
26.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25497/2023
15.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26793/2023
11.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31434/2023
20.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-299323/2022