город Москва |
|
05 декабря 2023 г. |
Дело N А40-36793/23-122-271 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГБУК "Государственный исторический музей": Веремейчук Т.Г. (дов. N 243 от 24.10.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Сокова И.А. (дов. N Д-40/2023 от 24.01.2023 г.);
от третьего лица ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ООО Консалтинговая компания "Кор": не явились, извещены;
рассмотрев 29 ноября 2023 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2023 г.,
по делу N А40-36793/23-122-271
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный исторический музей"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; общество с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания "Кор",
УСТАНОВИЛ: земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001008:9, площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Никольская, вл. 5/1, стр. 3 (далее - земельный участок), находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный исторический музей" (далее - ФГБУК "Государственный исторический музей", учреждение, заявитель) (регистрационная запись в Едином государственном реестре от 06 декабря 2013 г. N 77-77-14/079/2013-140).
На указанном земельном участке расположен объект культурного наследия федерального значения "Никольские торговые ряды 1899 - 1900 гг., арх. Кекушев Л.Н." (номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 771510004370006) с кадастровым номером 77:01:0001008:1017, закрепленный за учреждением на праве оперативного управления (далее - объект).
ФГБУК "Государственный исторический музей" на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" занимается проектированием неотложных ремонтных и реставрационных работ в отношении объекта (договор N 0010 (ИКЗ 221770406090877100100100150017112243).
Для надлежащего проектирования и последующего проведения работ по сохранению объекта по подготовленной в результате исполнения вышеуказанного договора проектной документации земельный участок, на котором расположен объект, необходимо было провести в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях уточнения описания местоположения границ земельного участка кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания "Кор" (далее - ООО Консалтинговая компания "Кор") были проведены соответствующие кадастровые работы, в ходе которых установлено наличие реестровой ошибки в части описания площади земельного участка (площадь земельного участка согласно сведениям ЕГРН составляет 1 000 кв.м, при этом рассчитанная по указанным в ЕГРН координатам составляет 1 129 кв.м).
По результатам кадастровых работ был подготовлен межевой план от 25 октября 2022 г. и направлен в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) для его последующего обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрационный орган) для исправления ошибки в описании местоположения границ и (или) площади земельного участка (заявление о государственном кадастровом учете от 28 октября 2022 г. N КУВД-001/2022-48407558).
Уведомлением от 01 ноября 2022 г. N КУВД-001/2022-48407558/1 ТУ Росимущества в г. Москве было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в отношении земельного участка в соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 4, части 5 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) на срок до 01 февраля 2023 г., с указанием на несоответствие межевого плана отдельным Требованиям к подготовке (формы и состава сведений) межевого плана, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее - Требования), в части недочетов технического характера в межевом плане, а также на нарушение пункта 32 части 1 статьи 26 Закон о государственной регистрации.
Указано также на то, что для устранения причин, препятствующих осуществлению заявленных учетных действий, рекомендуется привести площадь земельного участка в соответствии с федеральным законом требований.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, Управлением Росреестра по Москве было принято решение от 01 февраля 2023 г. N КУВД-001/2022-48407558/4 об отказе в государственном кадастровом учете на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, ФГБУК "Государственный исторический музей" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании указанного отказа незаконным и обязании Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке и сроки, путем осуществления учетно-регистрационных действий по заявлению N КУВД-001/2022-48407558.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в г. Москве и ООО Консалтинговая компания "Кор".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2023 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что из приложенных к межевому плану документов-оснований не следует наличие реестровой ошибки.
В отзывах на кассационную жалобу ФГБУК "Государственный исторический музей" и ООО Консалтинговая компания "Кор" просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от ТУ Росимущества в г. Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГБУК "Государственный исторический музей" против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона о государственной регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации).
Из пункта 4 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости следует, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Статьей 22 Закона о государственной регистрации установлены требования к межевому плану.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с тем, что на государственный кадастровый учет были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о государственном кадастровом учете земельного участка в соответствии с представленным межевым планом.
Судами установлено, что основанием для обращения в регистрационный орган по вопросу учета изменений земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001008:9 явились проведенные кадастровые работы, в результате которых были уточнены фактическая площадь земельного участка, а также его границы.
В ходе проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана координаты характерных точек земельного участка не изменялись и соответствуют сведениям ЕГРН, а рассчитанная по указанным координатам площадь составляет 1 129 кв.м, однако в ЕГРН в сведениях о площади указано 1 000 кв.м.
Кадастровым инженером было выявлено, что при формировании земельного участка была допущена ошибка в части описания в распоряжении Префектуры Центрального административного округа от 05 января 1997 г. N 12-рМКЗ (далее - распоряжение Префектуры ЦАО) значения площади земельного участка, которая впоследствии была воспроизведена в ЕГРН (реестровая ошибка).
В распоряжении ТУ Росимущества в г. Москве от 17 сентября 2013 г. N 703, которым земельный участок закреплен за ФГБУК "Государственный исторический музей", не имеется сведений о его границах, в качестве сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка, было использовано распоряжение Префектуры ЦАО как документ, определявший местоположение границ спорного земельного участка при его образовании, в котором площадь земельного участка описывается как "около 0,1 га", что не является точным определением 1 000 кв.м.
Исходя из особенностей округления значения площади и ее конвертации из единицы измерения "гектар" в единицу измерения "квадратный метр" получается, что описание площади земельного участка с использованием единицы измерения гектар с округлением до десятых является неточным, так как в случае перевода значения площади земельного участка в квадратных метрах равной 1 129 в гектары с округлением до десятых, площадь также будет составлять 0,1 га.
Письмом от 31 августа 2022 г. N ДГИ-Э-118113/22-1 Департамент городского имущества города Москвы подтвердил, что при формировании земельного участка геодезические работы не проводились, границы и площадь устанавливались картометрическим способом.
Низкая точность определения координат характерных точек границ земельного участка, некорректное (ошибочное) описание значения площади в распоряжении Префектуры ЦАО привела к ошибочной конвертации указанного значения "около 0,1 га" в 1 000 кв.м и к последующему воспроизведению указанной ошибки в ЕГРН.
Таким образом, конфигурация земельного участка по сведениям ЕГРН полностью соответствует конфигурации, указанной в приложенном к распоряжению Префектуры ЦАО чертеже, и конфигурации земельного участка, описанной кадастровым инженером в межевом плане, подготовленным по результатам проведения кадастровых работ.
Относительно доводов регистрационного органа о том, что площадь спорного земельного участка в связи с его уточнением увеличилась более чем на 10%, судами указано на то, что в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" указано обоснование изменения площади земельного участка более чем на 10% от указанной в ЕГРН площади (площадь земельного участка не может иметь значение равное 1000 кв.м при сохранении конфигурации его границ по сведениям ЕГРН о координатах характерных точек границ). В состав межевого плана также включены все документы, подтверждающие правомерность уточнения площади, из которых видно, что площадь в 1 129 кв.м не является фактическим увеличением площади земельного участка на 129 кв.м, в связи с тем, что содержащееся в сведениях ЕГРН значение площади земельного участка в 1 000 кв.м является реестровой ошибкой, так как площадь, рассчитанная но координатам характерных точек границ, содержащихся в том же ЕГРН, составляет 1 129 кв.м.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2023 г. по делу N А40-36793/23-122-271 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 декабря 2023 г. N Ф05-29892/23 по делу N А40-36793/2023