г. Москва |
|
5 февраля 2024 г. |
Дело N А40-154563/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной А.Н.,
судей Дербенева А.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от Государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" - Талдытов А.З. по доверенности от 01.06.2023,
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7) - не явился, извещен,
рассмотрев 29.01.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023 и постановление
Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023,
по заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (заявитель, ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Москве и Московской области (далее - Фонд, ОСФР по г. Москве и Московской области, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, требования удовлетворены частично: признаны недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" решения Филиала N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в части суммы штрафов, которая снижена до 3 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10.08.2023 и постановление от 23.11.2023 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что основания для привлечения его к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют, поскольку оно не является страхователем, не заключает договоры с опекунами, попечителями, приемными родителями, а сведения, представляемые в Фонд, получает от окружных управлений социального развития Министерства социального развития Московской области (далее - ОУСР).
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" поддержал доводы, изложенные в жалобе и в дополнении к ней, которое было приобщено к материалам дела.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития", проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов с удовлетворением заявленных Учреждением требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении дела по существу, Фондом в отношении ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" (страхователь) составлены акты о выявлении нарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 30.05.2023 N 060S18230031249, от 30.05.2023 N 060S18230031250, от 30.05.2023 N 060S18230031253, которыми установлено представление отчетов по форме ЕФС-1 за апрель 2023 года с нарушением установленного срока.
Так, согласно акта от 30.05.2023 N 060S18230031249 Фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за апрель 2023 года в отношении 1 застрахованного лица ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития" позже установленного срока. По результатам рассмотрения данного акта принято решение от 21.06.2023 N 060S19230036402 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно акта от 30.05.2023 N 060S18230031250 Фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за апрель 2023 года в отношении 3 застрахованных лиц позже установленного срока. По результатам рассмотрения данного акта принято решение от 21.06.2023 N 060S19230036401 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Согласно акта от 30.05.2023 N 060S18230031253 Фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за апрель 2023 года в отношении 14 застрахованных лиц позже установленного срока. По результатам рассмотрения данного акта Фондом принято решение от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 10 500 рублей.
Возражая против привлечения к ответственности, заявитель указал, что все сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 от 21.04.2023, 26.04.2023, 28.04.2023 за апрель 2023 года представлены им в Фонд не в отношении штатных сотрудников Учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, в отношении которых он не является страхователем, сведения представлены в Фонд не позднее следующего рабочего дня после даты их получения от ОСУР, ввиду чего просрочка в представлении сведений им не допущена.
В отношении отчетов по форме ЕФС-1, за несвоевременное представление которых Учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (нарушение подп. 5 п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона), суды установили, что по отчету ЕФС-1, представленному Учреждением 21.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 20.04.2023; по отчету ЕФС-1, представленному Учреждением 26.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 25.04.2023; по отчету ЕФС-1, представленному в Фонд 28.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 27.04.2023.
Удовлетворяя требования частично, суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы Учреждения об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отметив, что согласно подпункту 2.3.4 пункта 2.3 Устава государственного казенного учреждения Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" для достижения целей деятельности, указанных в пункте 2.2 настоящего Устава, учреждение осуществляет подготовку отчетности по осуществленным социальным выплатам; поскольку обязанность по предоставлению сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, возложена на ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития", то, соответственно, и ответственность, предусмотренная законом за несоблюдение сроков предоставления отчетности, возлагается на ГКУ МО "Единый выплатной центр Минсоцразвития"; при этом порядок и сроки передачи данных, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета для своевременного предоставления их в Фонд, должны определяться лицом, на которое возложена обязанность по предоставлению этих сведений и лицами которые предоставляют эти сведения и являются вопросом внутреннего взаимодействии между ними; а также факт самостоятельного представления заявителем спорной отчетности, но с нарушением установленных сроков. Снижая размер ответственности до 3 000 руб., суды отметили, что примененный Фондом ее размер не отвечает признакам разумности и справедливости, тяжести совершенного правонарушения.
Между тем с выводами судов по настоящему делу нельзя согласиться ввиду следующего.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" Учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" (далее - Порядок) определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области (далее соответственно - вознаграждение, законный представитель).
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (далее - договор) (пункт 2 Порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - орган опеки и попечительства Московской области) по месту учета ребенка в беззаявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (пункт 3 Порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (пункт 4 Порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (пункт 6 Порядка).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и Учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании соглашения (далее - Соглашение).
Пунктом 2.1 установлено, что Соглашение регулирует порядок взаимодействия Сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области (ОУСР) посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья" (далее - выплаты).
Согласно пункта 3.1.1 Соглашения ОУСР обязано: назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством; в ИСПДн "Семья" формировать выплаты и направлять в Учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с пунктом 5.9.2 Соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в Учреждение.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 5 части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в Фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем судами было установлено, что договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, Учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных, предоставленных ОУСР. Тем самым Учреждение не является страхователем в отношении лиц, которые заключили или расторгли договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР, ввиду чего не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной для страхователей.
По делу установлено, что спорные сведения, содержащиеся в отчетах ЕФС-1 от 21.04.2023, 26.04.2023, 28.04.2023 за апрель 2023 года, за нарушение срока представления которых Учреждение было привлечено к ответственности Фондом, были представлены им не в отношении штатных сотрудников Учреждения, а в отношении лиц, которые заключили или расторгли договора об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОСУР. Учреждение не является страхователем в отношении данных лиц, в связи с чем не может быть привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении них.
Кроме того, признавая правомерным привлечение Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона, суды не учли, что спорные сведения (о заключении или расторжении договоров об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях) в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ подлежат представлению не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Поскольку судами было установлено, что по отчету ЕФС-1, представленному Учреждением 21.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 20.04.2023; по отчету ЕФС-1, представленному Учреждением 26.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 25.04.2023; по отчету ЕФС-1, представленному в Фонд 28.04.2023 сведения от ОУСР в адрес Учреждения поступили по телекоммуникационным каналам связи 27.04.2023, то есть Учреждение представило сведения о заключенных (расторгнутых) договорах опеки (попечительства) с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в связи с чем основания для привлечения его к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ у Фонда отсутствовали.
Привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Фонд исходил из даты представления сведений, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 11 указанного закона (о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии), которые представляются страхователями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, без учета особенностей представляемых сведений, а также статуса представляющего их лица.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае судебная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом не доказана правомерность привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обжалуемыми решениями от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а обжалуемые решения Фонда от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования подлежат признанию недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А40-154563/2023 отменить.
Признать недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" решения Филиала N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в полном объеме.
Председательствующий судья |
А.Н. Нагорная |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судебная коллегия приходит к выводу о том, что Фондом не доказана правомерность привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обжалуемыми решениями от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398.
...
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а обжалуемые решения Фонда от 21.06.2023 N 060S19230036402, от 21.06.2023 N 060S19230036401, от 21.06.2023 N 060S19230036398 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования подлежат признанию недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 февраля 2024 г. N Ф05-33656/23 по делу N А40-154563/2023