город Москва |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А40-60717/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Москве: Ивонин В.А., по доверенности от 15.01.2024 N Д-1/2024
от Департамента городского имущества города Москвы: Ребельская А.Н., по доверенности от 11.12.2023 N ДГИ-Д-1654/23
при рассмотрении 06 февраля 2024 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве
на решение от 07 августа 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 23 октября 2023 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленного уведомлением от 27.02.2023 N КУВД001/2022-50625995/5 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости площадью 82,6 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3, стр. 2; о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости площадью 82,6 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3, стр. 2.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2023 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Управление ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Регистрирующий орган указывает на то, что имелись правовые основания для отказа в регистрации, а именно, наличие противоречивых сведений в представленных на регистрацию документах, в том числе, в техническом плане, в части указания площади здания по сравнению с той, которая указана в решении арбитражного суда.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал приведенные доводы и требования своей кассационной жалобы. Представитель Департамента по доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Управления, Департамента, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости - здание по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3, стр. 2.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2022 по делу N А40-245698/21 признано право собственности города Москвы на объект самовольного строительства по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3, стр. 2.
С целью осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ был сформирован технический план.
15.11.2022 по результатам кадастровых работ в Управление Росреестра по Москве было направлено заявление N КУВД-001/2022-50625995 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности города Москвы в отношении объекта недвижимости здание площадью 82,6 кв. м по адресу: г. Москва, Чертановская, д. 48, корп. 3, стр. 2.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 09.01.2023 с приложением, в том числе, декларации Департамента об объекте недвижимости от 31.10.2022; решения Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2022 по делу N А40-245698/21; заключения экспертов.
Уведомлением от 27.02.2023 N КУВД-001/2022-50625995/5 государственным регистратором сообщено об отказе в осуществлении регистрационных действий на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что имеются противоречивые сведения в части указания площади здания.
Не согласившись с выводами регистрирующего органа, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами установлено, что технический план подготовлен в целях постановки на кадастровый учет здания, расположенного по адресу: город Москва, улица Чертановская, дом 48, корпус 3, строение 2 (далее - объект).
Основанием для подготовки технического плана является декларация, составленная на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2022 года по делу N А40- 245698/21.
Площадь объекта, указанная в настоящем техническом плане 82,6 кв. м определена в соответствии с пунктом 5, пунктом 8,3 Приказа Росреестра от 23 октября 2020 года N П/0393 (далее - приказ).
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями статей 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 14, 18, 21, 23, 24, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; исходя из того, что мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий; учитывая, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные статьей 23 Закона о регистрации и подзаконными нормативными актами, при этом, технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект; установив, что площадь объекта 76,6 кв. м, указанная в решении суда, определена как сумма площадей помещений, входящих в состав объекта, при этом, не соответствие площадей объекта, указанных в техническом плане и решении суда, объясняется в различии требований для их подсчета и данный факт не является ошибкой; учитывая, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения учетно-регистрационных мероприятий, основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют, в связи с чем, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 августа 2023 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2023 года по делу N А40-60717/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями статей 131, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 14, 18, 21, 23, 24, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; исходя из того, что мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий; учитывая, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные статьей 23 Закона о регистрации и подзаконными нормативными актами, при этом, технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект; установив, что площадь объекта 76,6 кв. м, указанная в решении суда, определена как сумма площадей помещений, входящих в состав объекта, при этом, не соответствие площадей объекта, указанных в техническом плане и решении суда, объясняется в различии требований для их подсчета и данный факт не является ошибкой; учитывая, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения учетно-регистрационных мероприятий, основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества отсутствуют, в связи с чем, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф05-203/24 по делу N А40-60717/2023