Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 августа 2007 г. N А14-4079/2006/228/23
(извлечение)
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2008 г. N А14-4079/2006/228/23, от 30 марта 2009 г. N А14-4079/2006-228/23 и от 4 мая 2009 г. N А14-4079/2006-228/23
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от МУП ЖКХ и Б Левобережного района - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от ОАО "Р" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Администрации городского округа г. Воронеж - А.Ю.П. (дов. от 09.01.2007 N 12); третьи лица: от Муниципального учреждения "Рай ДЕЗ ЖКХ Левобережного района" г. Воронежа - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); ОАО "В" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы МУП ЖКХ и Б Левобережного района и Администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу А14-4079/2006/228/23, установил:
ОАО "Р" и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа (далее - Общество, Предприятие) обратились в Арбитражный суд Воронежской области с заявлениями к Администрации городского округа г. Воронеж (далее -Администрация) о признании незаконными действий по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и передаче на баланс муниципального учреждения "Рай ДЕЗ ЖКХ Левобережного района" г. Воронежа имущества на сумму 188846000 руб., оформленного актами приема-передачи от 30.05.2005, в том числе по передаче 17 жилых домов по адресам: ул. В., 30, ул. Н., 28, ул. В., 2, ул. Р., 23, ул. С., 4, ул. И., 75, ул. Д., 8, 102, ул. Ц., 5"А", ул. Н. 20, 20"А", Л. проспект, 111, ул. И., 13, 15, 17, 23, 27 и по передаче 10 жилых домов со встроенными и пристроенными помещениями по адресам: ул. М., 5, ул. Г., 3, 15, Л. проспект, 61"А", 117, ул. И., 1, 9, 19, 21, ул. Б., 3, а также по передаче имущества парка "А", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2"А", имущества парка "Ш", расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Р., 38"А" и обязании совершить действия по устранению допущенных нарушений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены муниципальное учреждение "Рай ДЕЗ ЖКХ Левобережного района" г. Воронежа и ОАО "В".
Решением суда от 24.01.2007 заявленные требования частично удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа и Администрация городского округа г. Воронеж обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которых просят их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы арбитражного дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 23.02.1998 между Комитетом по управлению имуществом г. Воронежа и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа заключен договор N 84 ХВЛ/б о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества общей стоимостью 14 060 373,06 руб. (в ценах 1997 года), в тот же день составлен акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение на основании сводного перечня передаваемого Предприятию имущества муниципальными унитарными ремонтно-эксплуатационными предприятиями Левобережного района г. Воронежа NN 16, 18, 19, 26, 32, 38, 39, 40, 41.
На основании дополнительного соглашения от 04.08.2000 к указанному договору в хозяйственное ведение Предприятия передано имущество детского парка "А" общей балансовой стоимостью 178 924 руб., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. А., 2"А".
Имущественный комплекс парка и стадиона общей площадью 2 474,36 кв. м, балансовой стоимостью 1 952 296 руб. (остаточная стоимость 355 838 руб.), расположенный по адресу г. Воронеж ул. Р., 38"А", был передан Предприятию в хозяйственное ведение на основании постановления исполнительного комитета Администрации г. Воронежа N 328 от 26.05.1998, актов приема-передачи основных средств от 03.07.1998 и дополнительного соглашения от 20.11.1998 к договору от 23.02.1998 N 84-ХВЛ/б "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение".
Во исполнение постановления администрации г. Воронежа от 26.11.2001 N 1367 "О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Воронежа" издано распоряжение главы города от 24.12.2001 N 1491-р "Об утверждении структуры жилищно-коммунального хозяйства города, создании муниципальных учреждений Районные дирекции единого заказчика ЖКХ и муниципальных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий", в соответствии с которым было создано, в том числе, муниципальное учреждение "Рай ДЕЗ ЖКХ Левобережного района".
Согласно пунктам 7.1, 7.2 указанного распоряжения Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей предписано в срок до 26.12.2001 изъять у МУП ЖКХ и Б районов с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям районные дирекции единого заказчика ЖКХ.
В силу указанного распоряжения по актам о приеме-передаче зданий (сооружений) от 30.05.2005 муниципальное имущество, в том числе указанные в заявленных требованиях жилые дома, со встроенными и пристроенными нежилыми помещениями, недвижимое имущество парков, были переданы заявителем на баланс МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Левобережного района" г. Воронежа.
Полагая указанные действия Администрации городского округа г. Воронеж незаконными, ОАО "Р" и МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителей в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения Предприятия зданий и сооружений парков "Ш" и "А" и отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ и Б Левобережного района 17 жилых домов, суд исходил из того, что у Администрации не имелось законных оснований для изъятия имущества парков у МУП ЖКХ и Б Левобережного района, а также отсутствия доказательств, подтверждающих передачу Предприятию вышеуказанных жилых домов в хозяйственное ведение.
Между тем, приходя к вышеуказанным выводам, суд не учел следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Частью второй названной статьи предусмотрено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, руководитель Предприятия с письмами от 09.04.2004 N 30, от 29.03.2005 N 35 обращался в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Воронежа, в которых неоднократно просил рассмотреть вопрос о передаче находящегося на балансе МУП ЖКХ и Б Левобережного района имущества иным муниципальным организациям.
Вместе с тем, вынося оспариваемые судебные акты, которыми удовлетворены требования заявителей в части признания незаконными действий Администрации по изъятию из хозяйственного ведения Предприятия зданий и сооружений парков "Ш" и "А", суд не исследовал вопрос о том, имелось ли согласие Предприятия на передачу вышеуказанного имущества.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
В соответствии с п. 2.5. Устава МУП ЖКХ и Б Левобережного района в редакции от 25.09.2003, уставной фонд Предприятия составляет 1653591 руб.
В то же время суд, приходя к выводу об отсутствии доказательств передачи Предприятию на праве хозяйственного ведения 17 жилых домов, не исследовал вопрос о том, за счет чего формировался уставной фонд муниципального предприятия и не получил перечень муниципального имущества, за счет которого был сформирован уставной фонд МУП ЖКХ и Б Левобережного района г. Воронежа.
Поскольку вышеуказанные обстоятельства судом не выяснены и они имеют существенное значение для разрешения настоящего спора, то оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вышеобозначенные обстоятельства и принять мотивированное, законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2007 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу А14-4079/2006/228/23 отменить.
Направить дело А14-4079/2006/228/23 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 августа 2007 г. N А14-4079/2006/228/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании